В Кремле

В Кремле Товарищ Кудрин запутался в показаниях

5 ДЕКАБРЯ 2007 г. МИХАИЛ ДЕЛЯГИН


Фрагмент книги М.Г. Делягина «Реванш! Из России отчаявшейся будет Россия благословенная», готовящейся к печати в издательстве «Яуза»

 

архив ЕЖВ начале ноября министр финансов Кудрин огорошил аналитиков указанием на неинфляционный характер дополнительных расходов федерального бюджета на 2007 год, так как из предусмотренных законом 1 067,7 млрд руб. непосредственно потрачено в 2007 году будет только 47 млрд рублей.

Ничего себе закон, исполнение которого предусмотрено на 4,4%!

470 млрд руб. дополнительных расходов 2007 года, по словам Кудрина, будет перенесено на 2008 год. Эти средства будут профинансированы, то есть выделены бюджетополучателям (иначе сами расходы бюджета просто не возникнут), но будут задержаны на их счетах до 2008 года, когда ими и можно будет воспользоваться.

Так как счета бюджетополучателей находятся в Федеральном казначействе, вне банковской системы, это значит, что данные средства будут физически потрачены в начале 2008 года (дополнительно к средствам, запланированным на этот год), что приведет к ускорению инфляции (в силу прежде всего монополизации рынков, на которых их будут тратить) не в начале года, а в апреле-мае, уже после президентских выборов. Таким образом, январский всплеск инфляции, вызванный ростом регулируемых цен и тарифов естественных монополий, будет сглажен и частично перенесен на период после выборов.

Загадочной остается фраза Кудрина, процитированная РИА «Новости» 7 ноября, о том, что остальные 550 млрд руб. составят «имущественные взносы в уставные капиталы институтов развития», то есть госкорпораций. Понятно, что передача имущества в силу самого своего характера не повлияет на ускорение инфляции. Но не понятно, каким образом «имущественные взносы» превращаются в «расходы» федерального бюджета, каковыми являются, как известно, только деньги.

Обращает на себя внимание сумма, о которой говорит Кудрин. Всего в составе дополнительных расходов «на развитие» выделено 640 млрд руб., из которых 90 млрд руб. пополнят инвестиционный фонд (и учитываются Кудриным в составе 470 млрд руб., переходящих на следующий год), а 550 млрд – вероятно, и названные Кудриным – идут на увеличение уставных капиталов госкорпораций. Из этих 550 млрд руб. в уставной капитал Банка развития будет внесено 180 млрд руб., выделенных, по словам самого Кудрина, из Стабфонда. Таким образом, по крайней мере почти треть этих 550 млрд (а скорее всего, все они) будет внесена не некими «имущественными взносами», а все же обычными деньгами.

Кудрин заявил, что эти средства не будут израсходованы в 2007 году и потому не окажут инфляционного воздействия. Вторая часть заявления правдива, только если все эти средства будут размещены в Федеральном казначействе. Действительно, туманные обещания Кудрина разработать порядок использования «временно свободных средств институтов развития» «на внутреннем и внешнем рынках» создают такое ощущение. Однако поступление этих средств на внутренние рынки, что теоретически допускается, увеличит денежную массу в обороте и в сегодняшней ситуации, скорее всего, будет иметь инфляционные последствия.

Кроме того, совершенно точно не на счетах Федерального казначейства, а в банковской системе будут размещены 180 млрд руб., передаваемые в уставной капитал Банка развития (не говоря о том, что их предполагается направить на пополнение ликвидности трех крупнейших госбанков). Эти средства не надо тратить – они по факту своего попадания в Банк развития уже будут находиться в банковской системе, в обороте, и соответственно окажут инфляционное воздействие (хотя и небольшое).

Благодаря административной и политической независимости большинства госкорпораций от Минфина остальные средства, направляемые в их уставные капиталы, также, скорее всего, попадут не в Федеральное казначейство, а в банковскую систему. Однако, поступив в банковскую систему, они не только поддержат ее ликвидность (в чем, вероятно, заключается одна из причин их выделения), но и будут способствовать ускорению инфляции – причем не после выборов президента, а сразу после их выделения, то есть уже в первые месяцы 2008 года.

Весьма интересно, что среди переносимых на 2008 год дополнительных расходов, выделенных в 2007 году, Кудрин назвал практически все дополнительные социальные расходы.

Формально выделенные в 2007 году, то есть вроде бы в связи с выборами в Госдуму, до населения они дойдут только накануне президентских выборов. Это свидетельствует об уверенности государства в ненужности подкупать население перед думскими выборами, относительно незначимыми и практически предрешенными (в том числе, вероятно, и благодаря беспрецедентным по масштабу фальсификациям), и о неуверенности в отношении президентских выборов, перед которыми все же надо хотя бы и в ритуальных целях раздать некоторые дополнительные средства.

 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д.э.н.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.