В обществе

В обществе Детки выросли… Пора взрослеть

17 МАРТА 2008 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

srbn.com/ej.ru

Ужасно грустную историю рассказала Нателла Болтянская. Я бы даже сказал — беспросветную. Ну, в самом деле, страшно уже в юном возрасте столкнуться с чудовищным бюрократическим произволом, с мракобесием тупых чинуш, прикрывающих свою профессиональную несостоятельность борьбой «за праведную Россию», с лицемерием, с враньем, с беспомощностью даже сочувствующих старших. Конечно, страшно, кто же спорит.

Теперь я призываю всех на секунду представить себе, что подобная история случилась не в МГУ, а, скажем, в Сорбонне. Я понимаю, что, учитывая репутацию данного учебного заведения, такое довольно сложно себе представить, но все-таки давайте попробуем. Так вот посмею предположить, что если бы руководство этого университета позволило себе таким образом обращаться со своими учащимися, Париж надолго бы запомнил ответную реакцию студенческого сообщества.

Я вовсе не призываю начать громить аудитории и поджигать учебные корпуса. Боже упаси. Я совершенно о другом.

Наверное, сегодняшние двадцати-двадцатипятилетние вменяемые молодые люди имеют массу оснований послать нас подальше с нашими советами и укорами. Они, конечно, вправе сказать: «Не вам, просравшим страну, отдавшим ее в руки своре алчных упырей, когда мы еще ходили в средние классы, учить нас теперь гражданской ответственности и призывать к общественной активности».

Я даже спорить не буду. И контраргументов приводить не буду. Я согласен — пошлите нас, ребята, к чертовой матери! Забудьте о нас и стройте свою жизнь согласно собственным представлениям о правде и лжи, о добре и зле, о чести и достоинстве, о карьере, о профессиональном успехе, наконец. Но только учитесь защищать эти ваши представления от посяганий враждебной среды. Иначе — грош им цена.

Если молодое поколение не в состоянии бороться за свое будущее, консолидированно бороться, без оглядки на взрослых, ни у кого не клянча помощи и не прося поддержки (однако с пониманием рисков и последствий), то это будущее будет ему неминуемо навязано — в случае конфликта на социологическом факультете МГУ мы имеем дело как раз с такого рода ситуацией. И оно уже будет совершенно не таким, о котором мечталось. И кому тогда жаловаться? Ректору Садовничьему? Общественной палате?

Сегодня девочек с социологического факультета не просто выгоняют из университета, не просто указывают на их место, не просто наказывают за свободомыслие и своенравие. Им через колено ломают судьбы. Причем делают это нарочито демонстративно, чтобы и другим студентам неповадно было. И если сегодня эти другие смолчат, проглотят, согласятся с таким произволом, то это обязательно повлияет и на их судьбы, отразится и на их будущем.

Корпорация молодых имеет ряд существенных преимуществ перед любыми другими общественными группами — у нее больше времени впереди, у нее развязаны руки, и она в состоянии предложить обществу собственную повестку дня. Если не сегодняшнего, то завтрашнего — точно. Только она должна сложиться эта корпорация. Волею тысяч и тысяч молодых и ответственных людей. Плечо в плечо. И тогда этому тухлому дяденьке-декану придется очень туго. И, кстати, многим другим дяденькам тоже.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.