В Кремле

В Кремле Покойся с миром

22 АПРЕЛЯ 2008 г. МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ

gosclub.ru

19 апреля в России произошло важное событие: на НТВ в последний раз показали телевизионный продукт под названием «Реальная политика». О закрытии этого продукта сообщил сам ведущий.

Я намеренно не хочу называть тех, кто делал этот продукт, и писать тут их фамилии. И вот почему. Я не знаю, почему они в этом участвовали. То, что за деньги, — это понятно. Но это была работа, и то, что за нее платили деньги, — неудивительно.

Кроме того, люди, которые появлялись на экране, приходили и в другие программы, например на «Эхо Москвы», где часто вели себя иначе, а иногда заявляли прямо противоположное тому, что говорили в продукте.

Не забуду, как один из них в эфире «Эха», в программе, где обсуждали, как долго удастся г-ну Путину ходить с божественным нимбом над головой после вступления в должность нового президента, на мои слова «девять месяцев» тут же откликнулся: «месяцев шесть».

Вечером, в продукте, этот же человек говорил о «принципиальной связке двух политиков», которая на века.

Я понимаю, что их не били палками по пяткам, чтобы они все это говорили. Они все говорили добровольно. Но говорить все это по убеждению или за бабло – две большие разницы. Насколько они верили в то, что говорили, мне неизвестно. Вот почему я не могу полностью вешать на них продукт.

Конечно, настоящими авторами были другие. Они сидят в Кремле. Но фамилии их так же неопределенны, как и все, что в Кремле делается. Поэтому оставим и их в покое.

Поговорим о другом.

Есть прелестный украинский анекдот, который родился после теракта 11 сентября.

Два кума сидят на лавочке возле поля. С неба слышно тарахтение. На поле падает кукурузник. Из его мотора идет дым. Кукурузник на ходу разваливается. Пилот, держа в руках оторванный штурвал, продолжает по инерции бежать и скрывается в кукурузе.

Два кума провожают его долгим взглядом.

— И що, куме, вы можете про це усе сказаты? — спрашивает один кум второго.

— А що тут казаты. Яка страна — такый и теракт!..

Возвращаясь к продукту, можно смело утверждать: какая страна — такая и пропаганда.

У них была сложная задача: оправдывать то, что абсурдно, и разъяснять то, что им самим было неочевидно.

У них был главный тезис: г-н Путин всегда прав!

Если он неправ, то смотри главный тезис.

То, что он делает, — всегда верно, всегда прорыв в будущее.

В продукт, дозированно, допускали Медведева. Смысл присутствия Медведева был исключительно в том, чтобы оттенять г-на Путина.

Если г-Путин говорил сегодня то же, что и вчера, — это «принципиальная последовательность лидера страны».

Если г-н Путин внезапно, не предупредив, как водится, менял свои слова и поступки на противоположные, то это — «решительный шаг, принципиальный слом старой системы для ускорения возрождения России».

Неожиданная замена Фрадкова на Зубкова — это «верный выбор опытного хозяйственника, способного не только дать точное задание, но и  строго спросить о выполнении данных поручений».

Умопомрачительное назначение преемником Медведева вместо Иванова — это «сигнал Российскому обществу, что пришло время обновления. А Западу это сигнал, что Россия решительно настроена на сотрудничество и не отклонится от демократического пути».

Когда покупают лошадей, то смотрят на зубы, мышцы, жировую прослойку и копыта.

Из упомянутого телевизионного продукта следовало, что Медведева выбирали на президентство не как авторитетного и перспективного политика, а как сумму сигналов Западу, Востоку и для внутренних нужд.   

В продукте оправдывали даже то, что оправдать было невозможно.

Когда раздували идею третьего срока, то говорили, что «Россия на пороге появления  Национального лидера».

Когда все лопнуло и появился Медведев, то стали говорить, что это «принципиально новая, доселе небывалая в России смычка двух лидеров для продолжения курса».

Иногда, когда было нужно, продукт мочил оппозицию. В стиле Кукрыниксов смеялись над каспаровыми-лимоновыми-касьяновыми. Объясняли, почему враги Грузия и Украина.

Особо издевались над Березовским: на экране появлялись мультипликационные герои, в стиле «Кукол» Шендеровича (вот уж ирония судьбы). Среди этих кукол был и компьютерный Березовский. Кукла бегала с чайником в руках и предлагала всем налить чаю. Все отказывались. То есть намекали, что именно Березовский отравитель. Куклы Лугового с чайником не было.

Интересно, что в первое время в продукте стали показывать куклу г-на Путина. Но только низ туловища, до плеч, то есть без головы. То ли сами так решили, то ли им так приказали: мол, показать можно, но «не смейте из Лидера делать пародию».

Продукт потихоньку гнил, и вот ему пришел конец.

В последнем выпуске вновь оправдывали невозможное: как можно быть лидером партии, не вступая в нее.

А потом коснулись молодежи.

Конечно, настоящая молодежь — это та, которая связана с «Единой Россией».

Показали картинки съезда, где молодые чиновники говорили о том, что они победят.

Потом, подводя итог сюжета, Главный ведущий продукта сказал следующее (цитирую по памяти, но почти дословно): «Да, их можно назвать карьеристами. Но пусть будут такие карьеристы, ради спасения России».

После чего, через несколько минут, ведущий объявил, что проект закрывается.

Неважно, по какой причине этот продукт уходит.

Возможно, те, кто был в кадре, сами больше не могут выставлять себя на посмешище. Ведь они, в общем, одаренные люди. Но они торчали на экране, принимая на себя все презрение за действия и решения власти, которая пряталась за их спинами.

Оно им надо, даже за большие деньги?

Хотя за очень большие, может быть, надо.

Возможно, они поняли, что сегодня опасно поддерживать одну сторону — непонятно ведь, что об этом думает другая сторона.

Сейчас у пропагандистов это самая большая проблема. Ведь суть тупой пропаганды — восхвалять. По инерции продолжают восхвалять г-на Путина. Но кто знает, насколько это нравится г-ну Медведеву. Насколько избранному президенту по душе, что в Главной политической программе его упоминают исключительно как что-то вторичное, пристяжное. Медведев, конечно, тоже пока действует так же. Он стоит на трибуне и хвалит Путина. Но он живой человек. Он простит себе то, что говорил сам, но не простит другим. Потому что запомнит, кто и что про него говорил. Где и когда.

Но людям продукта переключаться полностью на Медведева тоже нельзя. Потому что это может запомнить уже г-н Путин.

А если он вернется в 2012 году, или даже раньше?

Где тогда работать?

Значит, нужно хвалить пятьдесят на пятьдесят?

А если, не дай Бог, у двух лидеров появятся разногласия?

Тогда вообще надо спешно уносить ноги, потому что занять чью-то позицию в их споре — все равно что самому появиться в продукте, в виде собственной куклы с чайником в руках. Как Березовский.  

Но, возможно, закрыть продукт решили в Кремле. И теперь думают, как логичней и поизящней сплести две животворные идеи — путинскую и медведевскую.

Очень возможно, что все сообща решили подождать месяцев шесть. И посмотреть: Кит поборет Слона, или наоборот. И вскоре может появиться тот же продукт, где с чайником будет бегать уже сам г-н Путин. Или сам г-н Медведев.

Посмотрим.

Но сейчас важно другое: с экрана, пусть временно, исчез кусок тупой пропаганды.

Если продукт вновь не появится, значит, в стране что-то меняется.

Если он снова вылезет на экран, значит, все идет по-старому и все те же люди на местах.

Кстати, ушедший кремлевский продукт стоял в сетке канала между двумя другими примечательными продуктами.

Сверху — «Ты не поверишь» — про светские скандалы.

Снизу — «Дас ист фантастишь». Это про сиськи и секс.

Если «Реальную политику» решат восстановить, то ставить нужно туда же.

Потому что в реальной жизни реальная российская политика достойна именно этого места.


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.