В обществе

В обществе Мультивак

23 СЕНТЯБРЯ 2009 г. МАРК ФЕЙГИН

 

РИА Новости
В 1955 году впервые увидел свет рассказ знаменитого американского фантаста Айзека Азимова «Выборы». Об особой трансформации избирательного процесса в США в не столь отдаленном будущем, когда право выбора предоставлено одному-единственному среднестатистическому американцу. Путем сложного и тайного анализа, выведения общего из суммы частных потребностей и умонастроений 200 миллионов американцев некая супермашина — Мультивак (невидимая и, предположительно, несуществующая) — выносит вердикт о выборе самого что ни на есть среднего обывателя, которому будет доверено сформировать в выборный год органы исполнительной и законодательной власти. Причем обслуживание сверхкомпьютера и всего, что связано с отправлением избирательных прав, возложено, разумеется, на агентов секретной службы. В момент самого голосования главный герой, обуреваемый противоречивыми эмоциями (бремя ответственности, избыток общественного внимания и т.д.), преисполняется чувством особой патриотической гордости за такое случайное, но и неоценимое доверие, каким наделила его передовая общественная система (тоталитарная по сути). Его удивляют лишь вопросы, с которыми обращается к нему при посредничестве все тех же агентов невидимый Мультивак: “Что вы думаете о ценах на яйца?”

 

Не правда ли, вставляет? Азимов в середине прошлого века написал совершенно провиденциальное произведение о взаимоотношениях тоталитарной машины и такого среднего биоорганизма, определенно утратившего гражданские функции. И ведь это о наших выборах писал покойный фантаст (недаром, видимо, родился под Смоленском), в известном смысле предвосхитив сценарий «нановыборов» в авторитарной путинской России. Кстати, рассказ Азимова описывает выборы 4 ноября 2008 года.

Судите сами, два Мультивака (ну, “одной крови” — цитата из Путина) готовы определить судьбу предстоящих президентских выборов 2012 года (впрочем, и всех остальных) на тайном совещании, по известным им одним соображениям и правилам, без участия посторонних. Это очевидный прогресс, в сравнении с азимовскими «выборами» — участие среднестатистического русского избирателя не предполагается! Заметьте также, что в заявлениях и одного и другого присутствует отсылка к опыту 2008 года. По-видимому, Мультивак уже уверенно действует.

В этом контексте следует рассматривать и интерес президента Медведева к новым инновационным проектам. Человек он определенно современных интересов, и его любознательность к технически продвинутому общению с «подопытными Мультивака» вполне об этом свидетельствует. В частности,  отклик на предложение Медведева о сотрудничестве доморощенного неофита-футуролога (автора идеи о безотходном в смысле человеческих испражнений городе — вспомнили героя Войновича из «Чонкина», кладовщика и рационализатора Гладышева?) дает основания полагать, что не может быть чужда Дмитрию Анатольевичу идея механического упрощения избирательного процесса.

Надеемся, что усилия по совершенствованию системы ГАС «Выборы» будут идти в направлении реализации сценария Айзека Азимова. Тем более что всем известное чучело из Центризбиркома вполне с этой задачей справится (с его-то завидным опытом!).

А что московские выборы 11 октября? Все тот же Мультивак: сидит престарелый user, жмет на кнопки коммутаторов и клавиши компьютеров (снять с выборов, отказать в судебном опротестовании и т.д.), верстает результаты («ЕР» — 70%, «Яблоко» — 6,99%), а обыватель не озабочен не только исходом выборов, но даже не пытается заставить себя увлечься процессом.

Ну и как и когда всё это рухнет? Да так же, литературно. Приблизительно, как все у того же Войновича в «Москве 2042», где националист Карнавалов, въезжая на белом коне под патриотический рык саксофона в первопрестольную, рубит головы нераскаявшимся...

Фотография РИА Новости


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.