В Кремле

В Кремле Итоги недели. Сурков подставил Лужкова

16 ОКТЯБРЯ 2009 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

 

РИА Новости
А я, кстати, давно говорю, что Владиславу Юрьевичу Суркову пора на покой. Бизнес-класс утреннего рейса авиакомпании «Трансаэро» Домодедово – Хитроу (ну нет там первого класса), и к обеду уже милые сердцу переулки Mayfair и уютные магазинчики на Old Bond street. Пока еще можно. Пока еще пускают. И забыть об этом кошмаре навеки. Потому что итоги деятельности Владислава Суркова в качестве главного политического менеджера страны катастрофические.

Понятное дело, Кремль такого результата выборов 11-го октября – по крайней мере, в Москве – не планировал и не хотел. Потому что в этом густом и пахучем «единороссовском» бульоне три коммунистические морковки выглядят до неприличия сиротливо и одиноко.

Кому помешали бы в Мосгордуме несколько ручных «справедливороссов», либерал-демократов, коммунистов и самозабвенно вылизывающий лужковскую кепку Митрохин? Но накануне единого дня голосования Юрий Михайлович по совокупности обстоятельств запаниковал и начал бешено работать на «результат», полагая, что только сокрушительно-невиданная победа «Единой России» в данном конкретном месте в данное конкретное время сохранит его шансы на благополучную и безбедную старость. Поэтому вбросили бюллетеней столько, сколько успели напечатать, пресловутую «карусель» устроили из всех свободных автобусов, а протоколы переписали даже с запасом на следующие выборы. Но так ли уж безосновательна была паника московского мэра? По разным оценкам, реальная явка в столице составила около 20 процентов, причем при этом раскладе «Единая Россия», лишь на несколько пунктов опережая коммунистов, набирала в районе 33 – 35 процентов голосов избирателей. Остальные мандаты распределялись между ЛДПР, «Справедливой Россией» и «Яблоком». Конечно, такого результата Лужкову бы никто не простил. И в первую очередь – дражайшая супруга. «Я тебя зачем столько лет кормила, поила, одевала и обувала!?»

Но я хочу заступиться за бедного Юрия Михайловича. Послушайте, разве Лужков виноват в том, что столичное народонаселение так и не полюбило главную партию страны до такой степени, чтобы в приватной обстановке кабинки для голосования поставить галочку в нужной графе? Соцопросы на улицах – да! Публичный одобрямс – да! Деятели культуры и искусства в едином порыве – да! Рабочие и колхозники – да! А вошли в кабинку – и хрен вам с маслом, господа начальники!

А зачем тогда все эти годы Сурков стерилизовал наше политическое пространство, убивал живое телевидение, натравливал молодежные банды на приличных людей, раскручивал бесчисленные пропагандистские кампании? Зачем убедил Путина возглавить «Единую Россию»? Ясно же, что все эти неимоверные усилия предпринимались с одной целью: чтобы люди ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ и без всякого ВИДИМОГО ПРИНУЖДЕНИЯ отдали им последнее – свои голоса. Но этого, самого важного результата, Владиславу Суркову добиться не удалось! А посему выборы приходится банально воровать. А что делать-то? Причем, нынче уже в таких масштабах, что даже у Жириновского дух захватывает. Впрочем, были ли у Суркова изначально шансы на успех? Сложно сказать… Конечно, если бы Путин с самого начала своей активной политической деятельности смог отказаться от всей этой многопартийной бодяги, от вечно снующих под ногами жириновских, зюгановых, мироновых и, прости Господи, митрохиных… От этих бессмысленных «демократических процедур»…Но он не смог. То ли харизмы ему не хватило, то ли политической воли, то ли усов.

Хотя, возможно, я и недооцениваю эффективность пропагандистских усилий кремлевских начальников. Потому что одно дело – сто раз оглянувшись, поставить галочку не там, где положено, или вовсе отсидеться дома, и совсем другое – найти в себе душевные силы попробовать защитить свой выбор. С этим, похоже, дела обстоят существенно хуже. Правда, массовый протест из воздуха не рождается. Ему нужны вдохновители и организаторы. Например, лидеры ущемленных в избирательных правах партий.

Неслыханный демарш наших оппозиционных мультяшных персонажей, давным-давно встроенных в российскую политическую систему, большого энтузиазма не вызывает. Вот, ей Богу, я хочу ошибиться. И завтра состоится совместная пресс-конференция Миронова, Зюганова и Жириновского в «Интерфаксе». И на этой пресс-конференции этики политики заявят о том, что в знак протеста их партии прекращают свою работу и в Государственной Думе, и в региональных парламентах. И призовут своих сторонников выйти на улицы российских городов, чтобы в рамках действующей Конституции, без применения насилия… Да, я бы и сам вышел… И плевать, под чьи знамена… Хоть – ЛДПР, хоть – «Яблока»… Только, сдается мне, побузят наши фрондеры, повозмущаются и успокоятся. Навеки. А предварительно их в Кремле, конечно, убедят в том, что такой результат стал следствием «перегибов на местах» и заверят, что впредь «подобное» не повторится. А, может, просто рявкнут, чтобы не смели тут мутить воду, пообещают в другой раз набить морду и выгонят взашей. Второй сценарий мне кажется даже более реалистичным.

Но как бы там ни было, бесшабашный демарш оппозиционной троицы вызвал небывалый ажиотаж у политологов и экспертов. Большинство оценок – скептические. «Правильные» политологи и эксперты начали говорить про шантаж (потребовали встречи в президентом! Да, как они посмели!?), про то, что надо использовать «законные инструменты» политической борьбы. Например, обратиться в суд. После очередного такого высказывания – дескать, было бы 50 тысяч исковых заявлений, пришлось бы власти реагировать – Гарри Каспаров произнес: «Да не надо никаких 50 тысяч исков. Нужен всего один иск. Но от 50 тысяч человек. И чтобы они все пришли к суду». 

Фотографии РИА Новости


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.