В Кремле

В Кремле Не тыкайте лампочками в лицо

13 НОЯБРЯ 2009 г. МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ

ЕЖ

Конечно, Дмитрию Медведеву за его Послание Федеральному собранию сейчас крепко от всех достанется.

Уже достается.

Претензии начинаются c политически главных вопросов: например, как Медведев собирается принципиально модернизировать страну, не модернизируя ее политическую, по сути, однопартийную систему?

Далее идет критика от экономистов: откуда Медведев возьмет на все это деньги? Он кого-то будет раскулачивать, отнимать? Увеличит налоги? Но он же сам сказал, что собирается их уменьшить. Так откуда деньги?

Не будем останавливаться на дальнейших этажах критики и опустимся на самый нижний.

До лампочек опустимся.

Конечно, эти энергосберегающие лампочки Медведеву не простят никогда, потому что «не царское дело заниматься какими-то лампочками». И неважно, что практически во всем мире на них уже переходят, что они экономят кучу денег, что они в России стоят неоправданно дорого, что различные государства имеют специальные программы для перехода на этот тип освещения. То есть Медведев предлагает инновационную идею, но прикладную, касающуюся каждого человека.

Но это не будет оценено.

Россияне не простят Медведеву нецарского поведения и будут ему тыкать этими лампочками в лицо, как тыкали Хрущеву кукурузой. Милые россияне согласны сидеть на вечно текущем унитазе советско-российского производства, но с имперским выражением лица. Еще хорошо, что Медведев не упомянул об этом предмете гигиены, а то народ пошел бы штурмом на Кремль сегодня же.

Но, в конце концов, мне все равно, что думают о докладе Медведева остальные «дорогие россияне», мне важно, что думаю о нем я.

Я ставлю вопрос именно так, потому что «общинная», овеянная легендами и мечтами Солженицына Россия давно умерла.

Нет никакой общины. У каждого россиянина своя Россия: у одних инновации, у других дотации Лужкова. Неважно, почему это произошло — пусть об этом спорят историки. Главное, что Новгородская республика — это только приятное воспоминание об упущенной человеческой модели жизни. А далее привычное крепостничество, вырывание ноздрей и порка, почитание Распутиных, большевистское пускание крови, сталинское пускание крови и брежневское бормотание. Далее недолгое ощущение при Ельцине, что ты как-то соотносишься со страной, но потом опять великое путинское однопартийное болото. Еще более страшное, по сути, потому что это болото вообще без идеи, без мысли и без будущего.

Так вот я задаю себе вопрос: хочу ли я видеть страну такой, какой описал ее в своем докладе Медведев?

И отвечаю: да, хочу. Очень хочу. Хочу прямо сейчас.

Сделает Медведев страну такой?

Не знаю.

Я не знаю, чего хочет Медведев от жизни, честолюбив ли он по большому счету, сможет ли выжить в кремлевских коридорах после 2012 года. Я не знаю, понимает ли он, что он сам «один в поле не воин», что подобные масштабные преобразования генерируются силами всей нации, ее национальным оптимизмом.

То есть гражданин в какой-то момент понимает, что в этой жизни он что-то решает, и начинает устраивать по своему усмотрению свою маленькую судьбу. Миллионы граждан начинают устраивать свои судьбы, и этим поднимают всю страну.

И конечно же честные, не подтасованные выборы — это первый шаг к доверию власти, к консолидации вокруг власти.

Ведь для того, чтобы народ помог лидеру, не обязательно фальсифицировать выборы: вместо 102 процентов на бумаге ты получишь свои 25, но это будут твои 25, которые тебе и помогут преобразовать твою страну.

Понимает ли это Медведев? Уверен, что да.

Сможет ли он, при существующем дуумвирате, при том, что по странному совпадению именно накануне его выступления «Форбс» ставит в рейтинге мирового (!) влияния ничего не делающего Путина на 3-е место после Обамы и Ху Дзиньтао, а Медведева на 43-е, и даже Сечин перед ним. Так вот сможет ли он хоть что-нибудь сделать?

Опять же, не знаю.

Знаю только одно.

«Он ничего не сделает, потому что не мы у власти», — будут говорить оппозиционные политики, и они имеет на это право, потому что это их бизнес. И они будут правы в том, что и при Медведеве отношение к ним не изменилось.

«Пусть делает, а мы посмотрим», — будут говорить граждане, и они имеют на это право, потому что это российская традиция сидеть на текущем унитазе и мечтать о светлом будущем.

Начинать преобразования придется самому Медведеву, если уж он об этом объявил. Сумеет ли он подключить к преобразования общество — это зависит от его профессиональных качеств. Ведь согласимся, что президент — это профессия.

В этой ситуации лично я могу сделать только одно — не тыкать ему в лицо лампочкой. Или, другими словами, не оскорблять Медведева предварительным недоверием, что и делаю.

Но эти амбициозные планы нужно начинать осуществлять прямо сейчас, ведь один из смыслов Послания в том, что идеи, изложенные в нем, тут же становятся законами.

Поэтому скоро, очень скоро станет понятно, насколько Дмитрий Медведев всерьез президент, видит ли он всю Россию за изменением часовых поясов и блогами.

Он сам поставил себя перед самым большим испытанием в своей жизни.

История безжалостна, народ тем более.

Сейчас только от самого Медведева зависит, как потом его будут вспоминать: с реформами и конституцией в руках.

Или только с энергосберегающей лампочкой.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.