В Кремле

В Кремле Антикризисный пакет Кремля:
заграница нам поможет

18 НОЯБРЯ 2009 г. ИРИНА БОРОГАН

Мы продолжаем совместный проект «Ежедневного журнала» и портала Agentura.Ru, посвященный анализу государственной кампании по борьбе с экстремизмом, которую власти развернули для получения контроля над гражданским обществом и усиления полицейских функций государства. Мы писали о том, какие средства используются для негласного контроля за передвижениями граждан, отслеживания их банковских операций, а также о том, как политические и гражданские активисты попадают в черные списки спецслужб.

Однако на этом возможности властей контролировать поведение граждан не заканчиваются: в скором времени не будут препятствием и государственные границы. Российский подход к борьбе с общественными активистами и оппозиционерами, которых власти считают экстремистами, все больше находит понимание не только в странах СНГ, но и на Западе.

 

Грани.ру
Международное сотрудничество — это просто следующий шаг по реализации системы контроля за населением. Поскольку закрыть границы по советскому образцу уже не представляется возможным практически нигде в мире, правоохранительным органам авторитарных режимов не остается ничего другого, как пытаться убедить окружающие страны, что «несогласные» представляют опасность и для них. Конечно, изменить точку зрения Запада на либеральных оппозиционеров вроде Г. Каспарова и его соратников в ближайшее время  вряд ли удастся, однако в отношении антиглобалистов, радикальных экологов и левых групп это будет, похоже, не очень сложно.

9 ноября Дмитрий Медведев утвердил Соглашение ОДКБ, по которому кадры для спецслужб стран — участников Организации Договора о коллективной безопасности будут готовить в учебных заведениях российских спецслужб. Ведущую роль в обучении будет играть «Международный межведомственный центр подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом», созданный при Всероссийском институте повышения квалификации МВД России (ВИПК) в 2006 году. Каким именно опытом готовы делиться российские коллеги со спецслужбами ОДКБ, более-менее понятно: на территории стран ОДКБ борьба с экстремизмом часто является синонимом борьбы с «оранжевыми революциями». Любопытно, что этот опыт оказался востребован не только на пространстве бывшего СССР.

С 25 мая по 3 июля 2009 года ВИПК МВД провел специальный учебный курс «по подготовке специалистов ООН в области охраны общественного порядка»,  который посетили представители 32 государств — участников ООН.

Как сказано на сайте института, курс стал практическим вкладом РФ «в реализацию решений руководителей Совета безопасности ООН по укреплению специально-тактического потенциала подразделений полиции ООН по охране общественного порядка». Таким образом, речь идет не об обмене опытом в борьбе с мафией или террористами, речь о поддержании общественного порядка, то есть об опыте нашей милиции по разгону митингов и демонстраций, отработанных во время маршей несогласных и т.п. мероприятий.

Такое внимание со стороны ООН к опыту, наработанному центром при ОДКБ, тем более интересно, что именно ОДКБ Кремль намерен использовать для продвижения собственного понимания борьбы с экстремизмом за рубежом. Например, в сотрудничестве с НАТО: еще в 2005 году директор департамента стран СНГ в МИД Андрей Келин в журнале NATO Review утверждал, что  «комбинирование опыта НАТО и ОДКБ может помочь найти эффективные ответы на проблемы терроризма и экстремизма».

А пока налаживается обмен опытом по разгону демонстраций, в визовой политике европейских государств появляются тревожные симптомы.

 

Кого не пустили в Европу

Первые угрожающие признаки возникли после выступления антиглобалистов на саммите G-8 в Генуе в 2001 году, когда  весь мир увидел, насколько мощным может быть сопротивление гражданских активистов.

В феврале 2002 года секретарю исполкома Региональной партии коммунистов Евгению Козлову немецкие власти отказали в получении визы по приглашению организаторов Международной конференции в защиту прав наемных работников. Козлов принимал участие в событиях в Генуе, и как утверждает он сам, сведения о нем находились в базах данных пресс-центра антиглобалистов, которые захватила итальянская полиция. Сам Козлов был убежден, что ему отказали в визе из-за его участия в движении антиглобалистов, тем более что сотрудники консульства сообщили СМИ, что за ним не числится каких-либо преступлений или нарушений визового режима. Однако в этом случае речь шла об обмене информацией внутри Евросоюза, между спецслужбами Италии и Германии.

Спустя всего несколько лет рамки информационного обмена расширились.

Вначале эта тенденция проявилась в Белоруссии, хотя позиция Европы по отношению к этой стране традиционно жестче, чем к России. Напомним, что в 2006 году 30 белорусских чиновников были внесены в черные списки Евросоюза на получение шенгенской визы. Однако спустя два года Евросоюз, как известно, существенно смягчил свою позицию в отношении режима Лукашенко.

По странному совпадению, это сразу же отразилось на визовой политике в отношении местных диссидентов. В октябре 2008 года посольство Германии отказало в выдаче виз четырем белорусским правозащитникам, которые собирались принять участие в дискуссии, организованной депутатами бундестага и фондом Генриха Белля.

Правозащитники планировали представить свой отчет о выборах, прошедших, по их мнению, с нарушениями. Владимир Лабкович, один из не получивших визу, так прокомментировал это в интервью «Польскому радио»: «Мы осуществляли мониторинг, наш приезд в Берлин был запланированным. Ранее нам неоднократно визы предоставлялись. Я это рассматриваю как новый вектор в европейской политике. Поскольку правительства некоторых европейских стран начали слишком плотное сотрудничество с белорусским правительством, им не очень удобно, что будут рассказывать про то, что в Беларуси ситуация не изменилась».

А весной 2009 года начались проблемы с получением британских виз.

Как известно, в качестве одной из мер, принятых Великобританией в 2007 году из-за дела Литвиненко, стало усложнение визового режима для российских чиновников. Правда, на протяжении двух лет никто не слышал, чтобы какой-то чиновник из России не был допущен в Великобританию. Однако в 2009 году, когда две страны стали говорить о сближении позиций и королевская прокуратура начала восстанавливать контакты с российскими коллегами, стало известно, что один отечественный чиновник все-таки не получил британскую визу.

Правда, им оказался председатель Государственного архива РФ Сергей Мироненко, который хотел попасть на Лондонскую книжную ярмарку. Ясно, что Мироненко не может представлять угрозу британскому государству и не похож на кремлевского «ястреба». Мироненко известен принципиальной позицией по рассекречиванию исторических документов, особенно сталинской эпохи, — эта позиция вызывает традиционное раздражение у представителей ФСБ и Минобороны.

Подобная визовая политика уже вызвала обеспокоенность британского парламента: в октябре 2009 года депутат Грэг Хендс заявил, что, по его данным, во въезде в страну все чаще отказывают правозащитникам, ученым и деятелям культуры из России, ссылаясь, в том числе, и на пример Мироненко.

 

Границы взаимопонимания

Причины, по которым западные демократии идут на сотрудничество  с авторитарными режимами, достаточно прагматичны.

Прежде всего, это борьба с терроризмом: ведь не случайно самые опасные международные террористы появляются в авторитарных государствах — Египте, Сирии, Пакистане. Спецслужбы этих стран идут на  любые формы сотрудничества с западными  коллегами, если те готовы закрыть глаза на некоторые мелочи — пытки и т.п. В ответ западные страны стали выдавать на родину сбежавших политических противников этих режимов (Великобритания, например, уже проводит экстрадиции не только в Иорданию и Алжир, но и  в Сирию, где, по данным Amnesty International, в тюрьмах применяются пытки .

Конечно, ни Россия, ни тем более Белоруссия не являются важными союзниками США и Европы в борьбе с терроризмом. Однако прагматизм может подтолкнуть западные страны к обмену информацией, касающейся  общественных и политических активистов, которых все чаще называют экстремистами.

После распада СССР призрак коммунизма больше не пугает западные правительства, а местный средний класс перестал бояться, что в один непрекрасный день придут русские и лишат его собственности, устроив революцию. Исчезла главная причина для отказа от сотрудничества между спецслужбами наших стран.

Зато в образовавшейся пустоте возникла проблема «траблмейкеров» — людей, создающих проблемы. Неожиданно оказалось, что критерии, по которым людей включают в эту группу в странах с разными режимами, стали сближаться: в нее попадают антиглобалисты, радикальные защитники прав животных, анархисты и просто активисты. А также политические диссиденты, которые сначала создают проблемы на родине, а приезжая на Запад, ставят под угрозу двусторонние отношения, прося политического убежища.

Если этот процесс продолжится, бежать будет некуда. Дело в том, что пока  в России создавали базу данных «Экстремист», параллельно на Западе шел процесс внедрения своих систем контроля и наблюдения, по понятным причинам, технологически более продвинутых.

Поэтому следующий текст — о системах контроля, которые уже внедрены в демократических странах.

Фотография www.grani.ru


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.