В обществе

В обществе Никогда больше

27 ЯНВАРЯ 2010 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

 

 

27 января — Международный день памяти жертв Холокоста

…Я ехал в такси, а по радио шла какая-то странная передача об антисемитизме в России. Ведущий просил слушателей звонить и высказываться по этому поводу. Люди звонили. И в основном пытались объяснить причины своего антисемитизма. Их политкорректно поправляли. Мы с шофером, молча, слушали. Когда же ведущий привел цифру — шесть миллионов убитых евреев, — таксист неожиданно прервал молчание: «А вот пусть спросят — за что?» Я в удивлении повернулся к нему.
— А чего?.. — продолжил таксист. — Я же не знаю, какие там были причины. Может, вы знаете? Если знаете, тогда объясните.
— При чем здесь причины?! Разве могут быть причины, по которым можно творить такое злодеяние?!
Водитель растерялся и после небольшой паузы смущенно произнес: «Ну, извините, если что не так…»

Да, не так, если подобные вопросы появляются, если большинство граждан нашей страны до сих пор не знает, что такое Холокост, если примитивный антисемитизм и антисемитские мифы еще в ходу и пользуются популярностью, а некоторые «знатоки» пытаются подвести под это «научно-исследовательскую» базу.   

 

Судя по воспоминаниям, и сами заключенные «фабрик смерти» не верили до конца в то, что с ними происходило, понимая, впрочем, что живыми свидетелями их не оставят. А если бы вдруг оставили, то кто поверит? — до такой степени все было страшно и запредельно для человеческого понимания.

Нацисты, однако, рисковать не хотели, поэтому делали все, чтобы скрыть следы ужасающих преступлений. Они стремились умертвить всех жертв, уничтожить все документы, в которых пользовались циничными эвфемизмами вроде «окончательного решения еврейского вопроса».

И некоторые люди до сих пор отказываются верить, что это на самом деле было, что человек способен на такое. Если не считать откровенных лжецов (которые лгут, как правило, из политических соображений) и человеконенавистников, вот почему иные с такой шокирующей легкостью ставят под сомнение масштабы Холокоста.

 

Вообще же отряды отрицателей Холокоста многообразны. Находятся «исследователи», которые отрицают сам геноцид. Они отрицают почти все: данные о миллионах убитых — фальсификация, сфабрикованная статистика; фотографии с горами трупов — фотомонтаж; свидетельства очевидцев — плод их больного воображения, газовые камеры служили для уничтожения вшей, крематории построены уже после войны, как музейные экспонаты. И вообще Холокост — еврейский миф, цель которого вызвать жалость к себе и получить побольше компенсаций.       

Еще одна попытка «растворить» Холокост, не дать ему реять отдельным  черным флагом скорби — это убедить всех в том, что ничего необычного в этом преступлении по сравнению с другими не было. И действительно: убийство есть убийство, все жертвы равны. Но дело в том, что только в отношении евреев, да еще цыган, ставилась задача полного физического уничтожения нации. И эта задача планомерно выполнялась.    

 

В одном из недавно вышедших учебников по новейшей истории XX века слово «Холокост» расшифровывается так: «политика уничтожения гитлеровским режимом в 1933-1945 годах в концентрационных лагерях смерти свыше 16 миллионов гражданских лиц и военнопленных». Определение это противоречит истории, так как до 1941 года немецкие концентрационные лагеря ставили своей целью содержание, а не массовое убийство людей, и только потом, в основном в Польше, появляются «лагеря смерти» для целенаправленного физического уничтожения, в первую очередь еврейского народа. Это еще одна попытка не допустить выделения геноцида евреев в отдельное событие Второй мировой войны. Весьма, кстати, распространенная точка зрения, и ее убежденные сторонники любят обвинять евреев, что те даже в горе хотят выделиться. Как показывает практика, от непризнания геноцида евреев до отрицания Холокоста один шаг.

«Холокост» в переводе с  греческого — «всесожжение». Впервые это слово было использовано будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. В  Библии «холокост» — одна из форм жертвоприношения в Храме. На иврите для обозначения того, что произошло с евреями в годы Второй мировой войны, используется слово Шоа — несчастье, бедствие. В России — Катастрофа. Катастрофа эта всемирная, ибо случилась не только с евреями, но и со всей цивилизацией, допустившей то, во что невозможно было поверить. Шесть миллионов истребленных, из них полтора миллиона детей.

 

История знает массовые преследования, погромы и убийства многих тысяч людей: индейцев во время испанского завоевания Америки, избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь, геноцид армян в Первую мировую. Но чтобы выстроить систему уничтожения целого народа, идеологически это обосновать и привлечь к делу новейшие достижения технического прогресса — такого в истории не было. Именно в связи с Холокостом на Нюрнбергском процессе появился юридический термин «преступление против человечества».

И документы, как бы это ни подвергали сомнению «отрицатели», сохранились.

Недавно я побывал в Германии на вилле в Ванзее, где 20 января 1942 года состоялась так называемая Ванзейская конференция — совещание высших представителей разных имперских министерств под руководством шефа безопасности Третьего рейха Рейнгарда Гейдриха с целью выработать стратегию и тактику «окончательного решения еврейского вопроса». Преимущественно речь шла о тотальной депортации евреев по всей Европе, но на совещании открыто говорилось и о геноциде, об уничтожении еврейской расы.

На роскошную виллу Марлир из серого камня, бывший особняк фабриканта Эрнста Марлие, построенный известным архитектором в строгом античном стиле, с английским пейзажным парком, выходящим к озеру, съехались 15 человек: начальник гестапо Мюллер, госсекретарь министерства внутренних дел Штуккарт, госсекретарь министерства юстиции Фрейслер, высшие чины СС, нацистской партии и полиции и др. Восемь человек из них имели ученую степень доктора наук. Был и Адольф Эйхман, главный ответственный за решение «еврейского вопроса». Именно он и составил итоговый протокол — 15 страниц машинописного текста, — который несколько раз переписывал по требованию своего шефа. Один из экземпляров был найден в 1947 году в актах министерства внешних дел. Протокол дотошно, детально, скрупулезно документирует план уничтожения евреев и активную роль в геноциде немецкого государственного управления.

Так что миф о том, что Холокост — дело рук исключительно нацистских опричников из СС, также был развенчан. Во время суда в Иерусалиме в 1960-1961 годах Эйхман подтвердил и факт подобного совещания, и то, что для всех его участников была совершенно очевидна участь евреев.

Совещание шло в круглом обеденном кабинете, шло всего 90 минут, и «окончательное решение» в виде смертного приговора целому народу было принято.

 

…«Никогда больше» гласит новая 614-я заповедь евреев. Никогда больше не должно повториться нечто даже приблизительно подобное ни в отношении евреев, ни в отношении других наций. Историк Михаил Гефтер говорил: «Нет геноцида против “кого-то”, геноцид всегда против всех». Простое понимание этого и еще память — вот первые преграды на пути к Катастрофе. Память обо всех: о жертвах и палачах, о скорбящих и равнодушных, о пособниках и праведниках.

 

Но именно память почему-то бывает избирательна. 27 января, когда весь мир отмечает освобождение советскими войсками Освенцима, во многих странах проходят массовые мероприятия, особенно с участием молодежи (например, я с удивлением узнал недавно, что в Амстердаме самый посещаемый музей не Ван-Гога, а Анны Франк), в самой России, к сожалению, мемориальные мероприятия проходят крайне редко.

Я как-то был на одном таком: в Москве в ЦДЛ состоялся официальный вечер памяти. Среди приглашенных были приблизительно 70 школ. Явилось значительно меньше, поскольку в зале, рассчитанном на 400–450 мест и заполненном не полностью, было не более 50 детей. Несколько группок старшеклассников по традиции расположились на последних рядах. Я запомнил слова учительницы, обращенные к подросткам, с которыми она пришла: «Садимся здесь, с краю, чтобы в случае чего быстрее уйти».

 

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.