В обществе

В обществе Православие во Франции: итоги 13 месяцев

27 ЯНВАРЯ 2010 г. НИКИТА КРИВОШЕИН

И календарь, и сам ход того, что принято называть «временем», у Церкви иные, чем у сообщества неверующих: так что не грех нарушить счёт месяцев на дюжины. Такой «негамбургский» счёт тем удобнее, что многие значимые события произошли в январе, вокруг григорианского Нового года.

 

Неделю тому в церкви Знамения Божией Матери парижане смогли послушать протоиерея Георгия Митрофанова, который рассказывал о своей книге «Трагедия России. “Запретные” темы ХХ века». Хоть о мероприятии и было объявлено заранее, но сработал, увы, принцип «много званых...». Может быть, это доказывает, что дистанция между метрополией и уже немолодыми внуками эмигрантов — людей с русским сознанием — продолжает существовать... Несмотря на падение железного занавеса, несмотря на то, что эмигранты теперь часто бывают в России, в их восприятии страны много аберраций, они похожи на квебекцев, которые бесконечно ворчат по поводу Франции: непохоже на «прежний» оригинал. Еще бы было похоже: квебекские французы-эмигранты живут отдельно от метрополии три века! Русские не так давно, но их разрыв с привычной средой был гораздо более болезненным.

Зато аплодировавшему малому стаду отец Георгий поведал, что и у россиян отсутствует удовлетворительное понимание происходящего в стране. Например, в части толкования квазибескровного падения Cоветов и подавления реакции в 1991 и 1993 годах. В его интерпретации этот вариант контрреволюции-«софт» на самом деле не контрреволюция, а проявление национальной усталости и индифферентности...

А я-то наивно в начале 90-х озаглавил небольшой обзор в перестроечных «Московских новостях» «Белая армия победила»!

Послушать отца Георгия, то ХХ век оказался абсурдным, в том смысле, какой вкладывал в это понятие Альберт Камю, и хэппи-энд получился ватный. И речь не о нашей оценке Власова с Ильиным, не о взаимной любви А. Подрабинека и ветеранов ВКП/б/. А о составе воздуха, о том сплине, который охватывает при чтении «ЕЖа», при встречах с его авторами, посещающими Париж, и друзьями из России.

Одно хорошо: петербургский историк приехал в рясе. Его напоминание огорчённым слушателям о христианской благодетели по имени «надежда» пришлось как нельзя к месту. Один из присутствовавших даже сказал, что протоиерей Митрофанов — перевоплощение той Матрёны, без которой село не стоит.

 

Ректор открывшейся этой осенью недалеко от Парижа первой зарубежной семинарииРПЦ иеромонах Александр Синяков собирается попросить о. Георгия вновь приехать во Францию и выступить перед слушателями. В этом году на первый курс семинарии поступило с десяток молодых людей, съехавшихся в основном с постсоветского пространства (один слушатель из Колумбии), — великое подспорье в будущем для православных приходов. Потом будет видно, куда семинаристы распределятся, то ли в Тулузу, то ли в Малоярославец, но результаты такого духовно-культурного взаимопроникновения, думается, должны принести плоды побогаче, чем все три договора START и пять президентских визитов! Как знать, может быть, киплинговское «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда» наконец-то потеряет свою актуальность.

 

Само существование семинарии на галльской земле с предполагаемыми занятиями в Сорбонне и католических вузах, встречи студентов с католическими епископами вызвали у русских фундаменталистов взрыв негодующей ненависти. Интернет вот уже две недели как полнится проклятиями, обвинениями в адрес отца ректора (например, такими), что он не более чем религиозная проститутка на содержании у ватиканских еретиков... Ярость этих людей направлена конечно же не столько против новой учебной базы МП во Франции, сколько против общецерковного курса, начатого в 60-е годы митрополитом Никодимом, продолженного митрополитом, а теперь патриархом Кириллом, а также и вл. Иларионом. Курс этот направлен на общехристианское сближение для совместного противостояния атеизму, радикальному секуляризму, агностицизму и всем видам экстремизма. Интегристы (как в Боголюбской обители) усматривают в этом курсе отказ от основ самой веры, отступничество от православия и «опасность» экуменизма. Бой арьергардный, слова обвинителей как в России, так и на Западе — непримиримые!

Между тем, на торжественном открытии семинарии были посол РФ во Франции А.К. Орлов, архиепископ Парижский кардинал Андре Вен-Труа, местный католический епископ, префект-губернатор департамента, представители министерства по делам религии и юстиции... Так оценили масштаб этого события! Специально, по пути в Китай, приехал и проникновенно служил епископ Волоколамский Иларион. Его сказанные летом слова (когда была в самом разгаре ругань насчёт шашлычной и книги о. Георгия Митрофанова), что (упрощая, конечно) Бухенвальд=Воркута, были православным народом во Франции услышаны. Никогда ещё РПЦ столь чётко, а не путем обходных формулировок не оценивала восьмидесяти лет советского режима. Чуть позднее не менее ясно высказался иеромонах Филипп (Рябых), заместитель вл. Илариона. Знаменательно, что в торжественной литургии на открытии семинарии сослужил и архиепископ Константинопольского патриархата Гавриил (де Вильдер). Встреча в Париже иерархов двух не состоящих (что поделать) в отношениях взаимной любви Церквей (см. Украину) была неким Тильзитским плотом: знаки оттепели в межцерковных отношениях становятся всё очевиднее.

Объявленное 20 января решение суда Ниццы, назвавшего законным владельцем кафедрального Свято-Никольского собора Россию, кладёт конец многолетней вражде, в которой, по моему глубокому убеждению, виноват клир в Ницце. Публикуемые его представителями статьи в прессе полнятся утверждениями, что в России «всё ещё советская власть, а Церковь — не более чем ответвление КГБ и последыш СССР». Разрешение имущественного конфликта, можно надеяться, будет уврачующим в отношениях Вселенского и Московского патриархатов. Судя по всему, российская сторона смогла представить суду убедительные свидетельства своего права на владение собором.

А всем, кто не приемлет подобного решения (в том числе уважаемому Михаилу Соллогубу), хочется задать такой вопрос: возражают ли они против планируемой в РФ широкой реституции церковного имущества? Ведь музеи (в лучшем случае!), НИИ, склады, тюрьмы и проч., располагавшиеся в монастырских зданиях на протяжении всего существования СССР, сегодня весьма недовольны переменами. Многодесятилетнее пребывание в алтарях и кельях создало у них ощущение «законной собственности»!

Возражал ли бы Михаил Соллогуб, если бы РФ пошла бы на реституцию имущества — увы, сегодня это маловероятная перспектива, — насильственно отнятого у наших с ним предков большевиками? Вряд ли!

Да, эмиграция содержала церковные здания, оставленные бесхозными Октябрём, в надежде на падение Советов (сидела на чемоданах). Оно наконец состоялось.

В материале газеты «Фигаро», из которого М. Соллогуб приводит слова посла (тогда ещё не министра) А.А. Авдеева, фигурирует цифра: за 2008 год посещающие Свято-Никольский собор туристы принесли Архиепископии русских церквей (Константинопольский патриархат) скромную сумму в 580 784 евро.

Проигрывать процесс, будучи уверенным в своей правоте, — более чем неприятно.

Будем надеяться на то, что решение суда Ниццы со временем станет мостиком восстановления дружеских связей между юрисдикциями, их клиром и прихожанами и приведёт к способности слышать и правильно понимать друг друга.

 


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.