В обществе

В обществе «Майн кампф» — сибирская язва

30 МАРТА 2010 г. АНТОН ОРЕХЪ

Странная дискуссия развернулась, на мой взгляд. Хорошо ли поступает Генпрокуратура, запрещая «Майн Кампф». Ну хорошо, если «Майн Кампф» не запрещать, то есть ли вообще такие книги, которые запретить следует? И чем хуже те книги, которые уже внесли в черные списки?

Говорят, что запретный плод сладок и стоит сейчас запретить сочинение Гитлера, как все кинутся его читать. Но, во-первых, сладость этого плода уже вряд ли чем подсластишь. А во-вторых, «Майн Кампф» из чувства протеста, совмещенного с любопытством, не читают. Для этого нужна все-таки внутренняя потребность. И те, у кого она есть, либо прочли эту книгу, либо так или иначе ее прочтут, невзирая на запреты.

Говорят еще, что «Майн Кампф» – скучная, плохо написанная вещь и потому не слишком впечатляет даже нестойкие умы. Еще говорят, что те, кто состоят в крайне правых организациях, прекрасно обходятся без чтения – хоть Гитлера, хоть чего угодно. И, наконец, говорят о том, что запрет Книги (с большой буквы) кощунственен. Что, запрещая Книги, мы не сильно в этом отличаемся от нацистов. Мол, Книга… — это же Книга! Мысль нельзя запретить, ее можно только победить!

Насчет мысли – совершенно верно. Насчет неприкасаемости Книги как таковой – не согласен. Потому что не все то, что напечатано и снабжено обложкой, является литературой. Подавляющее большинство этой продукции – хлам, и ничего сакрального в ней нет. Запрещают же почему-то очевидно расистские или откровенно террористические вещи. А уж «Майн Кампф» – это символ Злой литературы. И как бы скучно и литературно скверно она не была написана, как бы не были безграмотны националисты, не нуждающиеся в трудах Гитлера для своей деятельности, – вопрос не в этом.

Вопрос в государственном отношении. Этот как со Сталиным. Граждане могут его любить или ненавидеть, ученые могут вести дискуссии. Можно вообще не иметь никакого мнения и быть безразличным. Но государство безразличным быть не может. Оно не может не иметь позиции по вопросам Добра и Зла. Гитлер – это Зло. И его главное сочинение – это один из атрибутов его Зла. Поэтому я считаю, что государство не должно позволять легального, публичного распространения такой книги.

Что же касается запрета на саму Идею как способа борьбы с ней, то здесь моя точка зрения такова. Люди должны знать, о чем написано в «Майн Кампф». Они должны знать, в чем состояли идеи Гитлера и фашизма. Потому что без этого знания не постичь весь ужас нацизма. Я не знаю, как это лучше сделать, но «Майн Кампф» должны начинать изучать еще в школе. В пересказе (непременно с цитатами), в хрестоматии, в виде тезисов – не знаю, пускай педагоги и историки придумывают. К этой книге должны иметь доступ ученые в библиотеках. Но ее нельзя продавать в магазинах в разделах «Мемуары», «Жизнь замечательных людей» или «Историческая литература», а то и вовсе вперемешку с Донцовой и Марининой. «Майн Кампф» нельзя продавать в ста метрах от могилы Неизвестного солдата, как это происходило долгие годы в Москве, где у музея Ленина на развалах лежал и Гитлер, и прочая сволочь. И это именно вопрос отношения государства. Изучать — изучайте, как сибирскую язву: в пробирке, в защитном халате и маске, в перчатках. Но выпускать сибирскую язву на вольный воздух нельзя.    


Все права на материалы, находящиеся на сайте ej.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на ej.ru обязательна.