Дело «Кировлеса», по которому 18 июля 2013 года Ленинский районный суд вынес обвинительный приговор в адрес Алексея Навального и Петра Офицерова, тянется с января 2011 года. Именно тогда Следственное управление СКР РФ по Кировской области начало проверку по факту незаконных действий Алексея Навального, который, якобы пользуясь статусом советника губернатора Кировской области, убедил гендиректора КОГУП «Кировлес» Вячеслава Опалева подписать договор с ООО «Вятская лесная компания» (ВЛК). Договор исполнен не был, в результате чего «Кировлес» понес убытки.
В мае того же года Навальный вместе с учредителем ВЛК Петром Офицеровым стал подозреваемым по уголовному делу, возбужденному по статье 165 УК РФ – «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения».
За год следствие не сумело найти ничего криминального в действиях Алексея Навального, и в мае 2012 года дело было закрыто. Однако через несколько дней волевым решением главы СКР Александра Бастрыкина дело было возоблено, причем Навальному и Офицерову инкриминировалось уже не причинение ущерба, а «присвоение или растрата в составе организованной группы в особо крупном размере».
Судебное рассмотрение дела началось еще почти через год – во второй половине апреля 2013, и после трехмесячного процесса 18 июля суд признал Алексея Навального и Петра Офицерова виновными в организации хищения имущества предприятия «Кировлес» и приговорил их к пяти и четырем годам колонии общего режима соответственно.
Суд также обязал обоих подсудимых заплатить штрафы в размере по 500 000 рублей. Прямо в зале суда Навальный и Офицеров были взяты под стражу и помещены в СИЗО Кирова. Вечером того же дня кировская прокуратура обжаловала решение о помещении осужденных под арест, и на следующий день, 19 июля, Кировский областной суд отменил это решение Ленинского суда и освободил Навального и Офицерова под подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. В конце августа защита подала в вышестоящую инстанцию апелляцию на решение Ленинского районного суда, рассмотрение которой состоялось 16 октября. Кировский областной суд изменил реальные сроки Навального и Офицерова на условное наказание.
«Почтовое» дело
И декабре 2012 года Алексею Навальному и его младшему брату Олегу официально предъявлены обвинения в мошенничестве и отмывании средств. В конце октября этого года следствие предъявило обвинение в окончательной редакции.
По версии следствия, братья Навальные похитили более 26 млн рублей у компании «Ив Роше Восток» и 4 млн – у «Многопрофильной процессинговой компании». Если верить материалам дела, Олег Навальный, младший брат Алексея, занимая пост замдиректора филиала «Почты России», убедил компанию «Ив Роше Восток» заключить договор на почтовые услуги с фирмой «Главное подписное агентство», созданной Алексеем Навальным. Эта фирма, считают в СКР, транспортных услуг не оказывала и оказывать не могла, а перепоручала их другой компании, которой руководил знакомый Олега Навального и чьи услуги стоили меньше.
Следователи утверждают, что похожую схему они обнаружили и в случае с «Межрегиональной процессинговой компанией». По версии СКР, в 2008 году Олег Навальный убедил МПК заключить контракты со своей компанией на услуги по перевозке квитанций, бланков и другой печатной продукции. По первому эпизоду братьям грозит до 10 лет лишения свободы, по второму – до пяти.
Главный вывод, который можно сделать, ознакомившись с последним расследованием команды Алексея Навального: его главный герой, лидер столичного отделения «Единой России» и вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский, — человек прямой, искренний, не собирающийся ни от кого скрывать свои порочные наклонности. Он как бы честно и открыто признается: да, я жулик и вор! И чего?! Никаких тебе запутанных финансовых схем, сложных транзакций или подставных компаний. Личная декларация о доходах нищенская, все имущество записано на маму, сына и ближайшего друга. «Представляете, пацаны, — хвастается он вечерами своим друзьям за рюмкой водки, — какой я хитрожопый! Все активы на мамашу и малого оформлены»...
Алексея Навального схватили в минувшую субботу прямо у подъезда собственного дома. Навальный был в шортах и футболке – семья собиралась ехать на дачу. Навального задерживали жестко, с применением боевых приемов, повредили палец. Потом у Навального отобрали телефон, отвезли в отдел полиции и закрыли в камеру на двое суток до понедельника. В камеру к Навальному подселили бомжа. В понедельник утром Навального отвезли в Тверской суд, целый день судили, а к вечеру приговорили к тридцати суткам административного ареста за нарушения, якобы, допущенные в организации и проведении митинга, который состоялся 28-го января.
Осенью прошлого года Европейский суд по правам человека постановил, что приговор братьям Навальным по делу «Ив Роше» «произвольный и необоснованный», а главное — обвинил Россию в нарушении 7-й статьи Конвенции о защите прав человека. То есть ЕСПЧ констатировал, что решения по тому делу были вынесены «не исключительно на основании Закона». Другими словами, признал, что суд тот был политически мотивирован. После этого Алексей Навальный подал заявление в наш Верховный суд, требуя отмены неправовых решений, по которым его брат Олег отбывает реальный срок в одной из колоний Орловской области, а сам он, будучи осужденным условно, оказался лишен пассивного избирательного права.