КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПробки не на дорогах. Они в головах

31 АВГУСТА 2006 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
autoracer.ru
На прошлой неделе я с грустью поняла, что при президенте Путине я больше не буду работать в Останкино.
Нет-нет. Я не про цензуру, свободу СМИ, железную руку Кремля и пр.
Я про другое. Дело в том, что единственный способ добраться из моего дома до Останкина – это по МКАД. И раньше, в светлые времена ТВС, у меня уходил на это один час. В среднем.

А теперь, когда я где-то раз в два-три месяца выбираюсь в Останкино по своим надобностям, на это уходит в среднем два часа. Бывает и больше.
И я с грустью поняла, что нет такой телевизионной работы, ради которой я каждый день готова вычеркивать четыре часа из своей жизни.

Такая перемена – с одного часа пути до двух – произошла вовсе не из-за увеличения количества автомобилей. То есть оно, количество, конечно, растет. Но перемена произошла скачкообразно – с введением закона об ОСАГО. До ОСАГО был час, теперь два.
Скорость движения упала вообще по всей Москве, но на длинных расстояниях по МКАДу это особенно хорошо заметно. На тех сорока километрах пути, которые мне надо проехать по МКАД до Останкино, теперь обязательно стоит одна-две мелких, «жестяных» аварии. Стоят часами, дожидаясь гибдунов, и заставляя весь МКАД позади себя двигаться со скоростью 10-15 км. в час.

Это явление удивительно тем, что, в общем-то, если кто не знает, ОСАГО на Западе – это, прежде всего, отнюдь не механизм компенсации за аварию. Это способ увеличения скорости потока. Смысл страхования автогражданской ответственности в том, что два человека, поцарапавшие друг друга, обмениваются карточками и телефонами своих страховых компаний и немедленно разъезжаются, не создавая, таким образом, пробки.

А для того, чтобы не возникло искушения обманывать страховщиков, предусмотрен простой и ясный денежный механизм. Год безаварийного вождения – бонус. Попал в аварию – сумма страховки возрастает. Идиот, который вздумает насшибать лишние доллары со страховщика, через три аварии будет иметь страховку, сопоставимую со стоимостью машины, а без страховки ездить нельзя. Иными словами, страхование автогражданской ответственности – это механизм, который позволяет гражданам урегулировать свои отношения без участия государства.

У нас случилось ровно наоборот. Без страховки ездить нельзя, а страховку не оформишь без гибдуна. А гибдун – существо фантастическое. Если едет президент, то он тут как тут, кишит, как личинка в мусоре, вдоль всей трассы. С радаром в кустах тоже любит сидеть. А вот на аварии приезжать гибдун не любит. Статистики тут нет: только личный опыт. Мой отец, которому въехали в зад на Ленинском проспекте, ждал гибдунов семь часов (пробка за ним была…). Не так давно, катаясь в одиннадцать утра на велосипеде, видела «жестяную» аварию на нашей дачной дороге. В семь вечера поехала в город: «жестяная» авария еще ждала гибдунов.

Создатели закона не доверяли тем гражданам, машины которых «поцеловались» друг с другом. Создатели закона исповедовали догмат о непогрешимости гибдуна и считали, что граждане заведомо порочны и будут обманывать страховые компании (как этого избежать – см. выше), и только гибдун сможет разобраться, как оно есть на самом деле. (Фото: newizw.ru)

Почему наши гибдуны приравнены авторами закона к Папе Римскому, непонятно. Один такой, в Екатеринбурге, недавно отколол штуку: вымогал взятку за правильное оформление аварии, взятки не получил и оформил неправильно. А потом так испугался, что еще одного провинившегося водителя попросил «замочить» первого: ну того, который оскорбил гибдуна, не дав ему взятки. И второй «замочил»-таки.

Конечно, не все гибдуны у нас такие, как екатеринбуржец, но все-таки согласитесь: бывают честные менты, бывают честные чекисты, бывают честные чиновники, но трудно себе представить человека, который идет в ГИБДД или, скажем, в таможню, чтобы служить Родине. В конце концов, главная задача ГИБДД, до сих пор записанная в правилах – это обеспечить проезд спецтранспорту. Трудно представить себе, что эта задача способна жечь сердца служивых.

Есть и еще одно странное последствие закона об ОСАГО: ставки обязательного страхования оказались в 1,5-2 раза выше ставок страхования добровольного, несмотря на невиданное расширение рынка. Оно и понятно – ставки прописаны в законе, как и гибдуны, а сколько стоит пролоббировать закон? Копейки по сравнению с прибылью.

Меня же интересует другое. Вот есть некая вещь – в данном случае закон об ОСАГО, который на Западе работает одним способом, а у нас – прямо противоположным. На Западе он уменьшает количество пробок, а у нас – увеличивает количество административной валюты.
Закон этот касается 44% российских семей – именно столько семей уже имеют в России машину, в том числе каждая четвертая бедная семья. Закон этот нанес многомиллиардный ущерб всей российской экономике – потому что время и нервы, потраченные этими людьми в пробках, имеют совершенно конкретный денежный эквивалент.

Взамен этот закон принес выгоду очень немногочисленной группе людей – а именно, сотрудникам ГИБДД и страховым компаниям. Представители этой группы никак не являются ближайшими друзьями президента, олигархами или вице-премьерами: так, средняя люмпен-бюрократия.
И, тем не менее, ради ее интересов были отняты время, деньги и нервы у десятков миллионов избирателей.
Это всего лишь маленькая деталь. Но дьявол сидит в деталях.
Обсудить "Пробки не на дорогах. Они в головах" на форуме
Версия для печати