КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе Сто дней после приказа

17 МАЯ 2010 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

РИА Новости
После выборов/назначения Сергея Фурсенко президентом РФС прошло 100 дней. Чем он хуже других президентов? Так что пора подводить первые итоги. Тем более что совсем скоро, когда мы развернем гонку за право на чемпионат мира, футбол станет национальной идеей похлеще Сочи. Впрочем, про ЧМ мы поговорим вскоре отдельно, а пока про Фурсенко, которому предстоит стать одним из локомотивов этого безумия, и локомотивом далеко не последним.

Что может сделать президент за сто дней? Только что-нибудь испортить. Потому что ничего фундаментального за такой срок создать невозможно: строить — это же не ломать. И те, кто говорит, что не стоит торопить события, давайте дождемся первых результатов, а результатов первых надо подождать хотя бы годик — они правы. Сто дней не срок для масштабного созидания. Но испороть что-то, повторюсь, за это время можно. Собственно, Фурсенко и ста дней не понадобилось — он справился быстрее.

Человек он изначально не спортивный и не футбольный. Он пришел руководить «Зенитом» по «газовой» линии. Так, словно это еще одно предприятие компании и футбольным клубом можно управлять, руководствуясь универсальными управленческими принципами. Фурсенко справился. «Зенит» стал чемпионом России, выиграл Кубок УЕФА (повторив успех ЦСКА) и Суперкубок (чего не удавалось из наших никому). Он ушел из команды, двинувшись дальше по «газовой» линии, но когда потребовалось найти замену Мутко, про Фурсенко естественным образом вспомнили. Потому что он из Питера, потому что он «вырос в атмосфере нефти и газа», потому что у него есть на футбольном поприще успехи в виде вышеупомянутых трофеев.

Когда он только начал рулить «Зенитом», Фурсенко замечательным образом сформулировал задачу на ближайшие 10 лет: «Выиграть три Кубка УЕФА». Над ним смеялись. И смеялись не только потому, что эта задача казалась абсурдно-утопичной, а во многом еще и потому, что задача эта была… нелепа. Выигрыш трех Кубков УЕФА не мог быть целью и мерилом успеха. Потому что Кубок УЕФА, при всей его вожделенности для нас, в общефутбольном смысле турнир второсортный. Что лишний раз доказал факт скорого упразднения Кубка, с возрождением в новом формате и под новым названием. Но статус Лиги Европы все тот же второстепенный. И если какой-то клуб выигрывает Кубок УЕФА/Лигу Европы, он должен впредь стремиться не к тому, чтобы продолжать его выигрывать до опупения, а переходить на высший уровень. То есть стремиться к успехам в Лиге Чемпионов. Более того: выигрыш Кубка УЕФА автоматически предусматривает, что клуб достаточно силен и по факту попадает в Лигу Чемпионов. Это как если бы команда три раза выиграла первую лигу, но не переходила при этом в высшую.

Нелепость и есть нелепость. Просто Фурсенко был не в курсе элементарных вещей. Но у него были большие газпромовские деньги и хорошие помощники (тут надо отдать ему должное). Нынче многие из той бригады переходят в РФС вслед за президентом. А сам он порадовал новыми лозунгами и программой. Программа оказалась похлеще «трех Кубков УЕФА». Потому что Фурсенко поставил задачу выиграть непосредственно Чемпионат мира. И дату назвал — 2018 год. Ну вот как они привыкли бурить к такому-то числу скважину. Если скважину можно, то почему Кубок Мира к нужному сроку нельзя ?

Восемь лет — срок небольшой. То есть все будущие чемпионы мира уже имеются в наличии. Кому-то лет 15-16, а кто-то уже просто играет на высшем уровне. Давайте приглядимся: будущие чемпионы мира уже среди нас! Кто же они?! Страсть как охота знать!

Но откуда же взялся этот рубеж? Может, оттуда, что Россия заявку на мировое первенство подает? Домашний чемпионат действительно здорово было бы выиграть. Только я напомню, что отдельно на 2018 год заявки нет. Есть заявка на 2018 и 2022 годы, и спор идет сразу за два чемпионата! А вдруг нам 2022-й дадут? В 18-м выиграем, а в 22-м что? Или мы обяжем себя выиграть два чемпионата кряду? Не корректировать же планы на 2018 год.

Начальник может быть каким угодно, но он не имеет права выглядеть смешно. Чемпионство на 2018 год — это безусловно смешно. Но у Мутко ведь тоже был план. Пошаговый. Мол, сначала четвертьфинал Чемпионата Европы, потом четвертьфинал Чемпионата мира, потом полуфинал Европы, потом мира. Что-то в этом роде. Смысл в неумолимом пошаговом подъеме раз за разом строго на ступеньку вверх. И не беда, что в истории футбола такого не было. И не стоит спрашивать, мол, не попробовать ли, как в детстве, сигануть сразу через две ступеньки.

План Мутко рухнул сразу. Сперва сборная вышла в полуфинал европейского первенства, существенно перевыполнив план. А затем и вовсе не попала на Чемпионат мира, грубо от плана отступив. И что? Как быть, если планы рвутся в клочья с первой страницы? Как быть сейчас, если мы не выиграем в 2018 году? Зачем так настойчиво смешить публику. И ведь это уже не забудется — Фурсенко неутомимо пропагандирует свой замысел. А еще он неистово продвигает придуманный им Кодекс чести российского футбола.

Это совершенно фантасмагорическое сочинение, которое необходимо читать целиком, чтобы понять всю глубину этого эпатажного творения.

"Российский футбол вступает в новую фазу. Добиться победных результатов можно, начав с самого главного — кодекса чести Российского Футбольного Союза. Если Мы хотим быть лучшими, все участники нашего футбольного пространства должны принять кодекс и воплотить его в жизнь. Россия — чемпион!"

Президент РФС Сергей Фурсенко

 

"Я научился понимать и ценить игру, на каком бы уровне она ни проводилась, — прежде всего по духу честной борьбы и спортивного благородства".

А.П.Старостин

Игрок, Тренер, Работник команды;

Судья, Инспектор, Агент;

Фанат, Болельщик, Любитель футбола;

Губернатор, Собственник, Президент клуба;

Президент РФС, Член Исполкома РФС и Член РФС;

Лиги и Ассоциации;

Руководитель СМИ и Журналист.

 

1. Понимает значение футбола как развивающей, совершенствующей человеческую личность спортивной игры;

2. Знает и принимает законы и правила Честной Игры;

3. Осознает ответственность перед страной, городом, командой, семьей за свой труд, уровень самоотдачи, преданность самой красивой и умной игре;

4. Уважает соперника, побеждает благородно, терпит поражение достойно;

5. Чтит традиции своей страны, изучает культуру своего народа, соблюдает законы гостеприимства в отношении к сопернику, представителю иной культуры и страны, болельщику из другого города;

6. Любит свою семью, город, команду, помнит первого наставника, учителя, школу;

7. Соблюдает традиционные российские законы общности: взаимовыручка, поддержка, сострадание, чистота помыслов и поступков;

8. Знает и уважает историю российского футбола, участвует в благотворительных акциях, уделяет внимание ветеранам футбола;

9. Отвергает всякое проявление грубости, хамства, словесного хулиганства на футбольном поле и за его пределами, строго следит за соблюдением норм речи;

10. Сотрудничает со СМИ, проявляет чувство такта и уважения к труду журналиста;

11. Презирает и отрицает бесчестные способы состязаний: договорные матчи, подкуп судей, применение методов устрашения к судье и сопернику, использование запрещенных препаратов;

12. В матчах сборной России демонстрирует высокий дух, патриотизм, полную отдачу; достойно несет звание гражданина великой страны и верит в победы.

 

Эту Вещь должны подписать все участники процесса, упомянутые с больших букв. Не стану острить по поводу клятвы юных пионеров и кодекса строителя коммунизма, которые ностальгически всплыли при чтении кодекса Фурсенко у любого, кому лет 35 и старше. Не хочется также говорить и о том, что честь у человека либо есть, либо нет. И не существует в мире такой бумаги, прочтение и подписание которой само по себе превратило бы мерзавца в человека чести.

В нашем футболе есть целый Монблан проблем. Судьи, которых считают в лучшем случае продажными. Договорные матчи, про существование которых знает каждый, несмотря на то, что за всю историю был лишь один случай, когда за такой матч был кто-то реально наказан — во второй лиге. Стадионы, ни один из которых не соответствует уровню Чемпионата мира. Поля, на которых невозможно играть большую часть чемпионата. Есть хулиганы и нацисты на трибунах и бешеная милиция, не способная тем не менее ничего с ними сделать. Есть телевидение, не горящее желанием показывать футбол, и публика, которая ходит на матчи в количестве, не меняющемся годами, и это далеко не рекордное количество. У Фурсенко полно дел. А он сочиняет фантастическую по анекдотичности бумагу и провозглашает футуристическую цель из разряда «хоть стой, хоть падай». И попутно почти со скандалом перекупает у сборной Бельгии своего старого «зенитовского» приятеля тренера Адвоката, которого когда-то он точно так же (но уже с полноценным и не вполне исчерпанным до сих пор скандалом) умыкнул у австралийцев. Зарплата Адвоката вырастет почти в 10 раз, а сам он будет где-то в пятерке самых обеспеченных тренеров мира. Действительно, зачем платить мало, если можно заплатить намного больше?

Когда к смехотворности начальства присоединяется начальственная эксцентричность — что может быть прекрасней! А всего-то сто дней прошло.

 

Обсудить " Сто дней после приказа" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

О пользе подслушивания // АНТОН ОРЕХЪ
Начальник очистки // АНТОН ОРЕХЪ
Делайте ставки – 2 // АНТОН ОРЕХЪ
Зимний футбол // АНТОН ОРЕХЪ