Ходорковский привлек Медведева к суду…
Итак, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский объявил бессрочную голодовку. В знак протеста против продления Хамовническим судом своего ареста еще на три месяца. Г-н Ходорковский полагает, что после вступления в силу изменений в ст. 108 УПК РФ, которые фактически отменяют арест как меру пресечения по делам, связанным с экономическими преступлениями, данное решение Хамовнического суда не законно. Заявление написано на имя председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Но адресовано не ему. Михаил Ходорковский требует ответа от Дмитрия Медведева.
В заявлении прямо говорится: «Я считаю принципиально важным, чтобы Президент РФ Д.А. Медведев точно знал, как применяется, или, точнее, саботируется назначенными им чиновниками принятый всего месяц назад по его инициативе закон.
Именно поэтому я объявляю бессрочную голодовку до получения мной подтверждения, что Д.А. Медведев получил от Вас либо иного равного компетентного лица исчерпывающую информацию о создаваемой «правонеприменительной» практике в отношении ст.108 УПК РФ в редакции ФЗ-60 от 07.04.2010 г.»
При этом Михаил Борисович вовсе не настаивает на том, чтобы его немедленно выпустили на свободу. Осознавая бесперспективность подобных требований «на данном этапе», он лишь не может согласиться с тем, «чтобы создание такого прецедента в столь «громком» процессе прошло незамеченным для руководства страны, поскольку он будет немедленно тиражироваться коррумпированными бюрократами в сотнях других менее «громких» дел».
А вот ключевой параграф заявления: «Если Президент согласится, что внесенные им, принятые Федеральным Собранием РФ и подписанные им законы могут не исполняться судейскими и иными чиновниками по их собственному усмотрению, я смирюсь на этом этапе с моей конкретной ситуацией».
Но в любом случае Михаил Ходорковский будет продолжать голодовку, пока не получит «ясного сигнала» (например, заявления пресс-службы главы государства), о том, что президент Медведев ознакомлен в целом с ситуацией в Хамовническом суде и в частности с заявлением Михаила Ходорковского.
Другими словами Ходорковский говорит Медведеву: «Все, Дмитрий Анатольевич, дальше отсиживаться в тени Путина по этому вопросу не получится. Да, это не вы лично инициировали уничтожение моей компании, не вы, лишив нас свободы, на долгие годы изолировали меня и моих товарищей от наших родных и близких. Но теперь вы – глава государства и, следовательно, отвечаете за все… Или вы никакой не глава государства и просто временно греете чужое кресло?»
Мне представляется, что за все время своего условного правления Дмитрий Медведев не попадал еще в столь щекотливую, если не сказать – тупиковую ситуацию.
Вряд ли кто-то сомневается в том, что Михаил Ходорковский станет жестко придерживаться своего ультиматума. (Если называть вещи своими именами, он, конечно, предъявил Медведеву ультиматум.) Это означает, что пока Кремль будет молчать, Ходорковский будет умирать в тюрьме. И весь мир (процесс-то продолжается) станет свидетелем того, как он теряет силы. И Дмитрия Медведева назовут убийцей Михаила Ходорковского. Все сколько-нибудь вменяемые мировые средства массовой информации. И очень мне любопытно, что по этому поводу будут говорить Обама с Меркель. А их станут спрашивать об этом на каждом брифинге, на каждой пресс-конференции.
Но любая констатация того, что президент Медведев в курсе сложившейся ситуации на процессе над Ходорковским и Лебедевым, будет равносильна признанию в собственном бессилии. Дескать, знать-то мы знаем, но поделать ничего не можем, потому что не мы тут начальники. Поэтому простите нас сирых и убогих и оставьте в покое.
Следовательно, единственным выходом для Дмитрия Медведева может быть только содержательная реакция на вызов Михаила Ходорковского. С анализом происходящего и соответствующими выводами. Но до сей поры нам казалось, что Медведев на такую реакцию не способен. Из-за отсутствия ресурса и политической воли. У меня нет оснований полагать, что сам Михаил Борисович придерживается иной точки зрения.
А это означает, что он прекрасно осознает, какую опасную игру затеял… Смертельно опасную, поскольку поставил на кон собственную жизнь…