Многогранный пленэр
Фестиваль в Архангельском устроен так, что можно находиться там и джаз вообще не услышать. Да и другую музыку тоже. В эти два дня (на сей раз — 5 и 6 июня) развлечения будут разнообразны: можно будет поиграть в пляжный волейбол на берегу реки, попить вина, поучаствовать в детских увеселениях, посмотреть на работу художника, который пообещал собрать некую джаз-башню, полюбоваться на фейерверк да и просто погулять в лесу. Этой праздничной атмосферой фестиваль под открытым небом «Усадьба.Джаз» был славен с самого начала своего существования, и она, по-видимому, останется здесь при любой погоде, в том числе любой финансовой погоде.
Что касается собственно музыкальной программы, то если ее разберет по косточкам какой-нибудь джазовый пурист, выдержит проверку не так уж много коллективов. Посудите сами — на каком еще джазовом мероприятии вам удастся послушать, например, Евгения Маргулиса из «Машины времени», «Несчастный случай», оркестр Bubamara Brass Band, подражающий балканской цыганщине из фильмов Кустурицы, или поп-команду Venger Collective, в прошлом году выставившую свой легкомысленный танцевальный номер на отборочный тур «Евровидения»? А в «Усадьбе» все они находят себе место.
Здесь есть площадка Mazda Lounge у реки, где можно послушать расслабляющую электронную музыку. Есть площадка LiveJournal, где часто позволяют выступить музыкантам-любителям — только потому, что у них есть блоги. В этот раз здесь заправляет клуб «Мастерская», поэтому ассортимент будет типичный для камерного околобогемного отдыха: клезмер, советское ретро, ну и ненавязчивый и заводной джаз. Есть площадка «Каприз», в этом году ставшая филиалом радужного фестиваля «Мамакабо», который похож на основную программу Архангельского жанровым разнообразием, а отличается, пожалуй, тем, что джаза там совсем мало. Впрочем, в солнечном клавишнике и певце Сергее Манукяне джаза столько, что хватит на целых два дня в качестве компенсации за неджазовые выступления.
Да и вообще фраза «Это не джаз» за долгие десятилетия существования этого музыкального направления произносилась столько раз, что утратила всякое значение. Для кого-то джаз — ощущение свободы, состояние души. И тогда интернациональный, базирующийся в Бельгии ансамбль Zap Mama, в мелодиях которого можно услышать элементы африканских песен (лидер коллектива Мари Дольн родом из нынешней Демократической республики Конго), фанка, R&B и чего только еще не, — конечно, джаз. И испанцы из Giulia y los tellarini, звучащие на саундтреке к недавнему фильму Вуди Аллена, — тоже джаз. И трогательная певица Ирина Богушевская, переносящая на отечественные рельсы песни великого бразильца Антонио Карлоса Жобима, — тоже. Все это (и не только) на большой молодежной площадке «Партер».
Тех же, кому все-таки хочется джаза в более консервативном понимании, ждут на площадке «Аристократ», которую организаторы называют самой важной. Здесь, впрочем, тоже хватит выплесков за рамки, правда, не всегда интересных. Но послушать, как оркестры, которыми руководил ушедший недавно Георгий Гаранян, будут аккомпанировать чтению стихов, по меньшей мере любопытно. Заслуживает внимания и другой эксперимент: еще вчера пребывавшие в безвестности студенты из SymFusion Orchestra не только сами решительно скрещивают элементы академической музыки с почти что авангардным джазом, но и вступают в контакт с одним из самых знаменитых и ярких исполнителей на ударных из Индии — Трилоком Гурту, который в свое время стал первым индуистом, заигравшим на ударной установке.
В силу очевидных кризисных причин организаторам фестиваля не удается привезти столько зарубежных музыкантов, сколько хотелось бы. Представляется, однако, что на звезд можно посмотреть и в другом месте, а вот молодых актуальных музыкантов, за которыми, возможно, будущее современного джаза, в других местах и не покажут. Поэтому автор этих строк настоятельно рекомендует тем читателям, которые захотят поехать в Архангельское за джазом, а не только за отдыхом и чистым воздухом, послушать выступление американского пианиста Эрона Паркса. В его композициях можно при желании услышать что-то вроде акустического рока, минимализма, киномузыки (его последний альбом называется «Невидимое кино») — в общем, всю многоголосицу современной жизни, и при этом с джазовой импровизацией.
Фотографии с сайтов РИА Новости, www.sabinamusic.ru, Анастасии Олендской