Шлегель и «Шпигель»
И откуда они берутся на нашу голову? Страна у нас большая, история длинная, народу много, так почему же нами так назойливо командуют или мечтают покомандовать все какие-то не вполне доделанные люди? Будто творца что-то отвлекло в середине работы, и он про свои создания забыл. Может, это у нас такая геополитическая особенность, что самый отстойный мусор возносится таинственным восходящим потоком к вершинам государственной власти?
Вот, депутат Государственной думы Роберт Шлегель — создание столь же юное, сколь и примитивное. Говорят, самый молодой депутат в нижней палате парламента, член, естественно, «Единой России». В интервью немецкому журналу «Шпигель» он делится своими сокровенными мечтаниями об обуздании интернета. «Если мы ничего не предпримем, то криминальное пространство в Интернете будет продолжать увеличиваться», — говорит юное создание. Его цель — приблизить стандарты интернета к стандартам улицы. Хотелось бы, наверное, поставить на каждую вэб-страницу по милиционеру, а на каждый сервер — по эфэсбешнику, но технически это пока невозможно.
Шлегель мечтает избавиться от анонимности в интернете. «Если вы идете по улице, то у вас с собой документы и вы можете удостоверить свою личность», — говорит он. Скорее всего он даже не врет: он действительно уверен, что выходить на улицу необходимо с документами, удостоверяющими личность. Чтобы было, что показать дяде милиционеру. «Вы имеете в виду, что каждый пользователь получит нечто вроде электронного паспорта?» — недоумевает немецкий журналист. «Да, например, — соглашается Шлегель. — К примеру, мой телефон зарегистрирован на мой паспорт». И здесь Шлегель опять не врет, вероятно, искренне полагая, что всякий телефон надо регистрировать по паспорту.
Увы, скороспелому депутату невдомек, что Россия осталась одной из совсем немногих стран, где еще сохраняются внутренние паспорта. В нормальных странах их нету вовсе, да и телефоны по документам регистрировать не надо — просто покупаешь в ларечке на углу сим-карту и вставляешь ее в телефон, не сообщая никому своих личных данных. Кстати, не при Шлегеле будет сказано, уже и в России кое-где продают сим-карты, не спрашивая документов.
Боюсь, у читателя сложится о Шлегеле превратное впечатление как о молодом и глупом, но честном человеке. Это не так. Иногда Шлегель врет. В этом же интервью, чтобы обосновать планы введения жесткого регулирования в интернете, Шлегель рассуждает о «маргинальной оппозиции». «А Каспаров, — рассказывает Шлегель «Шпигелю», — постоянно говорит о революции, о насильственном свержении правительства». Как говорится на форумах, хотелось бы ссылочку — насчет насильственного свержения правительства. Молчит Шлегель. Нету ссылки.
Так возвращаясь к началу — откуда же они берутся на нашу голову? Это, конечно, предмет отдельного исследования. Великий Аристотель полагал, что самозарождению живых существ из ничего способствует необходимая среда — органические остатки, навоз, тухлое мясо, отбросы и грязь. Не тем же ли способом появляются и депутаты Государственной думы? На месте президента Медведева для решения этих вопросов я бы развернул современный супербюджетный национальный проект — создание Института по профилактике политической плесени.
Впрочем, конкретно со Шлегелем все ясно. Мальчик не виноват. Все его детство и ранняя юность — с одного годика до четырнадцати — прошли под лучами нового туркменского солнца, отца всех туркмен и вождя нации Сапармурата Туркменбаши. Семья жила в Туркмении, откуда эмигрировала в Россию в 1998 году. Воспитаться при Туркменбаши в традициях либерализма, всякий со мной согласится, совсем непросто. Потому мы и имеем то, что имеем. Хотя, конечно, за прошедшие с момента приезда 12 лет при некоторых душевных и интеллектуальных усилиях можно было бы избавиться от остаточного влияния ниязовской диктатуры. Не получилось. Развитие пошло в обратном направлении.