Икона хочет домой
Скандальный закон о возвращении имущества религиозным организациям вступил в силу. Сейчас можно только гадать, какие утраты ожидают отечественную культуру от не вполне квалифицированной работы думцев: основные баталии вокруг передачи «непрофильных активов» развернутся в будущем году. Но нет сомнения, что лоббирование интересов РПЦ МП в сфере культуры продолжится. Вот и руководитель синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин назвал закон компромиссным, и значит, есть повод для дальнейшей работы с законодателями.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что вслед за памятниками архитектуры дело дойдет и до музейных собраний. Еще на заре перестройки «Московский церковный вестник» не уставал напоминать читателям, что икона хочет домой, в храм. В ходе дискуссий вокруг реституционного закона пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский заявил: «Отдельным вопросом обязательно встанет проблема возвращения икон, изъятых из действующих ныне храмов». При этом бывший литератор высказал мнение, что «игнорирование нашей музейной элитой сакральной функции иконы верующие принимают как противодействие догмату иконопочитания».
Конечно, верующие так не считают. Нормальные верующие относятся к древним иконам, фрескам и старинным храмам как к части овеществленного Предания и беспокоятся об их сохранности. Не случайно до революции Церковь создавала церковные музеи, и только крайние фундаменталисты обвиняли священнослужителей, что они выводят иконы из богослужебной эксплуатации. В конце концов, молиться перед иконами можно и в светском музее. Сейчас такие возможности открываются.
Но о. Владимир играет в свои игры, и его, по большому счету, не пугает возможность физической утраты древних памятников. Иначе бы в интервью «Известиям» пару лет назад (11.01.2008) он так спокойно не говорил о древних антиминсах, которые обветшают и рассыплются в прах. Лишь бы это случилось в процессе богослужебного использования.
Пляска вокруг вторичных святынь характерна для современного церковного сознания: при раскрутке религиозной жизни в центре оказывается не человек, предстоящий перед Богом, не святыня его сердца, а некие сакральные вещи. Но о сохранности этих вещей «ревнители» думают мало.
В связи с размышлениями о. Владимира хочется высказать одну крамольную идею. В запасниках музеев сейчас находится около 200 000 тысяч икон. Многие из них датируются XIX веком и не представляют художественной ценности. Может быть, стоит их вернуть?
Не пора ли музейному сообществу начинать действовать с опережением (ведь все равно отнимут, только с мясом, с древними иконами): отдать то, что действительно не представляет серьезной художественной ценности и возвращения чего требует элементарное нравственное чувство, и поставить жесткие, в том числе законодательные ограничения на перемещение всего остального? Сегодня, напомню, передача музейных ценностей религиозным организациям осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 30.06. 2001 за № 490.
Михаил Пиотровский недавно подчеркнул, что новый закон недостаточно сильно признает неприкосновенность музейного, архивного и библиотечного фонда России. Стало быть, необходимо идти по пути усовершенствования других законов, не отказываясь при этом от всероссийских акций, наподобии декабрьской, от публичной дискуссии, от обращений к первоиерарху.
Для многих людей было важным событием открытое письмо деятелей культуры к патриарху Кириллу. Может быть, иногда стоит публично напоминать лидеру РПЦ МП о состоянии памятников, переданных Церкви. Например, об иконостасе Троицкого собора во Пскове. Местный архиерей Евсевий провел в летний собор отопление, нарушив тем самым режим хранения. И иконостас гибнет. Евсевий, как пожаловался мне в приватной беседе член Общественного совета Валентин Курбатов, совершенно не считается с мнением интеллигенции. И дров еще наломает.
Нет сомнения, что наломает дров и ответственный секретарь патриаршего Совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Собственно, он этим давно занимается.
И в то же время не скажешь, что РПЦ МП сознательно разрушает древние памятники. Прямого вандализма нет. Так, перестройки, переделки, евроремонт. Искажения, одним словом. И еще безумные проекты. Уж кто-кто, а «духовник Путина» может найти серьезных спонсоров, забрать лакомый кусочек и переформатировать его под какую-нибудь хрень. Примеры такого жизнетворчества уже появляются. Например, в Ростове Великом нашлись православные бизнесмены, которые решили превратить Ростовский кремль в православный «крестильно-венчальный центр».
Общественность узнала об этом совершенно случайно, с музейщиками никто не разговаривал. А переговорный процесс с инвестором, оказывается, уже на стадии завершения. По некоторым сведениям, речь идет об инвестициях в 200 000 000 долларов. Идея строительства гостиницы и туристической инфраструктуры принадлежит Вадиму Якунину, уроженцу этих мест, председателю совета директоров ОАО «Протек». Сейчас в процессе создания церковный эндаумент-фонд для финансирования некоммерческих проектов. Первую скрипку в нем играет как раз Вадим Якунин. И будет обидно, если деньги из него пойдут не только, как объявлено, на поддержку «просветительско-образовательных проектов, развитие духовного образования и церковной науки», но и на создание православного Диснейленда, неких эрзацев взамен того подлинного, что еще стоит на нашей земле.
Нужен этот центр, не нужен — мнение народа никто не спрашивает. При этом мнение церковного народа особенно не спрашивают. Миряне и простые священники оказываются лишними в рамках большого процесса становления РПЦ МП как собственника: заказчиками разного рода церковных проектов являются политики и бизнес-элита.
А что патриарх Кирилл? Патриарх Кирилл отнюдь не всесилен, как может показаться стороннему наблюдателю, ему приходится лавировать между представителями разных сил. Сейчас на него оказывается сильное давление со стороны фундаменталистов, требующих возвращения на свою должность бывшего руководителя Боголюбского монастыря архимандрита Петра (Кучеры). В этой ситуации культура оказывается на откупе у таких людей, как о. Тихон (Шевкунов) (на фото).
Значение культуры внутри церковной ограды в последние годы явно падает. Об этом свидетельствует и программа очередных Рождественских чтений, проникнутая духом официоза. Многие популярные секции, в частности по музейному вопросу, там просто отсутствуют. Многие конференции оказались выведены за рамки чтений. Например, организаторы форума, посвященного иконе, предпочли устроить его в центре Русского зарубежья, а не под крылом о. Тихона (Шевкунова).
С архимандритом Тихоном (Шевкуновым) Церкви никогда не ответить на музейный вызов. На его месте должен быть человек масштаба о. Павла Флоренского или, по крайней мере, близкий ему по духу.
Иначе культурная политика Церкви потерпит полный крах.