РАИС почти не виден
7 декабря нынешнего года в Москве была учреждена на первый взгляд странная религиозная организация — Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият. РАИС). В ее состав вошли муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин, глава духовного управления мусульман Ставропольского края Мухаммад Рахимов, представители духовенства Мордовии и почему-то Рязанской области. Впрочем, рязанские мусульмане свое участие в новой организации дезавуировали.
Собственно говоря, влияние этого события на российских мусульман практически нулевое. Да и состав участников РАИС, выходцев из второго эшелона духовенства, не впечатляет. Возникает вопрос, зачем вообще эта ассоциация была создана и кто является ее, так сказать, реальным неофициальным инициатором?
Очевидно, главной причиной сотворения РАИС стала очередная попытка «перереконструировать» организационную структуру российского мусульманства, а главное — понизить в ней роль Совета муфтиев России (СМР), возглавляемого Равилем Гайнутдином. Между хазратом Равилем и его оппонентами, прежде всего Талгатом Таджуддином, председателем Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), имеет место давнее соперничество, изредка прерываемое вялыми переговорами о единстве и создании некоей общей централизованной структуры. Вечным и нерешаемым вопросом остается то, кто эту гипотетическую единую структуру возглавит. Последняя такая, в очередной раз безрезультативная, попытка имела место год тому назад.
Надо сказать, что в высших эшелонах российской власти поначалу действительно хотели объединить мусульманские структуры, создав нечто подобное патриархату с «главным мусульманином» во главе, который бы отвечал за ислам перед политическим руководством. Но затем от этого отказались, решив, что вполне допустимо, а в чем-то даже продуктивно иметь дело сразу с несколькими религиозными группировками, иными словами, с «раздробленным исламом».
Однако окончательного единого мнения на этом счет среди высших московских чиновников не сложилось. К тому же косвенное влияние на состояние дел в мусульманской общине России оказывает и Русская православная церковь, чье мнение также следует принимать во внимание. Известно, что некоторые мусульманские духовные авторитеты стремятся укрепить свое влияние в глазах властей именно через дружеские отношения с иерархами РПЦ.
И у светской администрации, и у РПЦ есть, так сказать, мусульманские любимчики и «раздражители». И борясь за контроль над мусульманским сообществом, муфтии, естественно, используют свои связи в политических и православных кругах, с тем чтобы дискредитировать и потеснить своих соперников. При этом они обвиняют своих противников во всех смертных грехах, прежде всего, разумеется, в ваххабизме. Кажется, такого рода доносы делались на всех сколько-нибудь заметных муфтиев и имамов России.
Вслед за созданием РАИС началась волна критики Равиля Гайнутдина. Не исключено, что сам момент нападок на председателя СМР выбран не случайно, в частности, это может быть объяснено отставкой московского мэра Юрия Лужкова, с которым у Гайнутдина сложились самые близкие отношения. Против Гайнутдина используются и дискуссии о строительстве в Москве новых мечетей, и сооружение под его патронажем нового здания столичной Соборной мечети, в ходе которого, как утверждают некоторые, возникло немало финансовых неясностей.
Что касается Гайнутдина, то он в свою очередь назвал новорожденную ассоциацию «кукольной», а само ее создание — результатом происков приближенных к власти исламофобов, их стремлением «задавить ислам». Одновременно он заручился поддержкой заместителя главы Администрации президента Владислава Суркова, на встрече с которым заявил, что «права мусульман в России ни в чем не ущемлены». Председатель СМР — опытный политический боец, и он пользуется авторитетом среди мусульман. У него — и это многие отмечают — сложились отношения с главой Чечни влиятельным Рамзаном Кадыровым. Потеснить Гайнутдина и на религиозной, и на политической арене пока что никому не удавалось.
Внутриисламский конфликт, уже названный журналистами «исламской революцией кабинетного масштаба», развивается на фоне обострения межэтнических отношений в Москве и некоторых других городах, что почти неизбежно приведет к росту исламофобии. И лидерам мусульманских общин придется еще не раз давать непростые, хотелось бы, честные комментарии по поводу случившегося. Тем более что существует вероятность повторения печальных событий.
А из затеи с РАИС скорее всего ничего не получится. В этом отношении характерно оценка, данная ей председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа осторожным Исмаилом Бердиевым, сказавшим, что «время покажет, будет польза от нее или вред». Думается, от нее вообще ничего не будет, если, конечно, на самом верху не решат вдруг в очередной раз, что на основе новой ассоциации можно наконец-то объединить всех мусульман под одной крышей. Но это также маловероятно.