Вот это стадион!
Нас, конечно, трудно чем-то удивить. Тем более после всех тех миллиардов, которые страна обещает потратить последовательно на Универсиаду в Казани, Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу. Но место для изумления еще осталось. Названа новая стоимость стадиона в Питере на Крестовском острове. Вице-губернатор Филимонов огласил сумму (держитесь крепче) – 33 миллиарда рублей! Если арена действительно обойдется в такую сумму, то питерский стадион войдет в тройку самых дорогих стадионов мира после «Мидоулэндс» в Нью-Джерси и нового «Уэмбли» в Лондоне.
Те два объекта потянули примерно на полтора миллиарда долларов. Но они-то уже потянули, а питерский стадион еще далек от завершения. Его строят на месте бывшего стадиона имени Кирова, снесенного в 2007-м.
Там намечалась красивая история. Последним мероприятием на старом стадионе должен был стать концерт «Роллинг Стоунз», но как раз перед тем Кит Ричардс легендарно упал с пальмы, и стадион Кирова ломали буднично, без аккомпанемента великой музыки.
Самый первый, эскизный вариант предполагал строительство современного стадиона на 50 тысяч человек примерно за сто миллионов евро. Что вполне по-божески. Кстати, УЕФА считает, что цена человеко-места при строительстве должна обходиться приблизительно в три тысячи евро. И, например, новый стадион в Краснодаре, который к мировому первенству собираются совместно профинансировать государство и миллиардер Галицкий, аккуратно уложится в международный норматив – 6 миллиардов за 50-тысячную арену.
В Москве, правда, строительство стадиона «Динамо» обойдется дороже – в 4,5-5 тысяч евро за место. Это, впрочем, приблизительно, потому что исторический стадион года три только снести пытались, а стройка вся впереди. Да и сложная это будет работа, поскольку речь идет о реконструкции с сохранением исторического фасада и некоторыми другими затратными «обременениями». Так что тысяч по пять евро за место, учитывая специфику строительства в столице, можно считать разумным. Но Питер!
Нет, тут тоже есть свои чудеса. Во-первых, это будет самый северный в мире стадион подобного класса. Во-вторых, строить его будут, как повелось еще с петровских времен, на болоте. Пускай на этом болоте до того уже строили другую арену, простоявшую несколько десятилетий. В-третьих, там будет уникальная раздвижная крыша. В-четвертых, еще более уникальное выдвижное поле. Чудо света, ни дать, ни взять! Газон, в дни, когда матчей не будет, целиком, с помощью диковинного механизма, будут вывозить за пределы чаши, и там эта махина станет загорать на солнышке, вместо чтоб лежать в тени трибун без необходимой вентиляции (а при наличии крыши кислородное голодание почти неизбежно). В-пятых, проектировали «просто» стадион, а теперь он стал не просто стадионом, а второй главной ареной будущего чемпионата мира! И, стало быть, потребовались корректировки.
Все это понятно. Но 33 миллиарда рублей! Это совершенно немыслимо. Ведь и тот же «Уэмбли», хоть он и дороже, но и вместимость его больше – 90 тысяч. А уровень комфорта, не только для обитателей бизнес-лож, там поистине королевский. Уже стало общим местом упоминать число туалетов на этом стадионе. Их там – держитесь еще крепче! – 2618!!! Это рекорд. И в этом рекорде нет ничего смешного. Потому что каждый, кто был на наших стадионах, знает, какая это дикая проблема. А тут 2618 сортиров. Впрочем, у нас болельщикам и поесть негде, а на «Уэмбли» 10 000 посадочных мест в ресторанах. В общем, я понимаю, почему это стоило полтора миллиарда. И я не понимаю, почему в Питере это будет стоить фактически столько же. И учтите, что в Лондоне стадион строили не таджики. А кто будет строить в Питере, и гадать нечего.
Если кому-то кажется некорректным сравнение с «Уэмбли», вспомним, что «Стад де Франс», главный стадион Франции, стадион-трансформер на 80 с лишним тысяч мест, на котором прошел финал ЧМ-1998, обошелся в невиданную, как казалось, сумму в 450 миллионов евро. А вся программа строительства и реконструкции стадионов к тому чемпионату потянула на 600 миллионов. Половина от питерской сметы. В Германии перед мировым первенством 2006 года потратили около двух миллиардов, а самый дорогой и самый впечатляющий стадион «Альянц-Арена» в Мюнхене стоил менее 350 миллионов евро. При тех же 70 тысячах посадочных мест, что и в Петербурге. Другой великолепный стадион, принадлежащий лондонскому «Арсеналу» — «Эмирейтс», — был очень дорогим, почти 400 миллионов фунтов на 60 тысяч зрителей. Но это все равно в среднем в полтора раза дешевле арены для «Зенита», и это, еще раз повторю, дорогостоящая Британия, где не будет дармового таджикского труда.
Попутно хотелось бы развеять один миф. За питерским монстром как-то само собой закрепилось название «Газпром-арена». Хотя официально это название никем и нигде не утверждалось. Пускай именно такое «красивое» имя нравится и губернатору Матвиенко, и господину Миллеру. И с этим можно было бы смириться, мол, хозяин – барин. Ведь деньги-то газпромовские? А вот и нет! Большая часть денег точно государственная! Другое дело, что «Зениту» обещали передать стадион в льготное пользование, а хозяин «Зенита» Газпром должен заплатить за присвоение арене своего имени и участвовать потом в ее обслуживании. Но стройка идет за счет бюджета Питера. И быть может, в этом весь секрет?
Ведь с того момента, как в 2006 году был принят проект японского архитектора Курокавы (вскоре скончавшегося), сроки сдачи объекта корректировались в общей сложности 16 раз, то есть разные должностные лица называли 16 разных дат окончания стройки. Соответственно менялась и цена вопроса. Про кем-то озвученные 100 миллионов тут же забыли, и стартовая цена составляла 250 миллионов евро. И вот тогда еще говорили, что за все заплатит Газпром. Потом были 13 миллиардов. И это были уже бюджетные деньги. В 2008-м называли сперва 20 миллиардов, затем 23,5 миллиарда. И вот наконец теперешние 33 миллиарда.
В последний момент, правда, возникла загадка. Очень показательная, между прочим. Уже после филимоновских миллиардов Матвиенко внесла в ЗАКС закон об изменении цены стадиона. И там фигурируют вообще другие деньги. Якобы было 13 миллиардов (что фактически прозвучало еще три года назад), а нынче требуется 22 миллиарда 573 миллиона рублей (что фактически меньше, чем говорили еще в августе 2008 года). И это притом, что Филимонов четко указал на подорожание проекта в связи с чемпионатом мира на 8,4 миллиарда. Если это подорожание прибавить к тому, что просит Матвиенко у депутатов, то где-то получится 31 миллиард.
А еще чуть погодя Валентина Ивановна обратилась к Министерству спорта с просьбой выделить на стадион – продолжаем держать под собою сиденья – 10 миллиардов. Я даже не прошу вас представить, сколько на эти деньги можно было бы построить спортивных площадок, бассейнов, недорогих физкультурных комплексов. Да что там – у нас на олимпийскую подготовку национальных сборных уходят примерно такие же суммы. Но к черту все это! Давайте лучше стадион в Питере всей страной наконец-то достроим. А то кому-то явно на хлеб с маслом не хватает.
Короче говоря, все уже запутались в этих выкладках, которые противоречат друг другу, а погрешность в вычислениях непринужденно колеблется то на миллиард туда, то на три миллиарда сюда. Но неоспоримы две вещи. Первое: столько стоить этот стадион не может и не должен. И второе: с такой легкостью швырять можно только государственные деньги.