КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВятские страсти

Бывшего настоятеля Успенского собора Трифонова монастыря протоиерея Петра Шака похоронили в конце прошлой недели как мирянина, после гражданской панихиды в кировском ДК Циолковского, без отпевания и «должных почестей». Отец Петр покончил с собой — это окончательно установлено экспертизой. Проститься с ним пришли тысячи кировчан — фойе ДК, площадка перед ним и тротуар близлежащего Октябрьского проспекта были забиты до отказа.

Отец Петр занимал должность настоятеля Свято-Успенского собора Трифонового монастыря с 1992 года. В апреле 2011 года новый архиепископ Вятский и Слободской Марк отстранил его от служения в этом качестве, после чего отец Петр числился на больничном. Немудрено: после отставки священник перенес инфаркт, долго пролежал в реанимации. А теперь вот повесился. Патриархия направила в Киров комиссию разбираться. Но уже ясно, что новый архиепископ триумфально «прошелся» по всем крупным храмам города, отстранив от работы старых заслуженных священников и поставив на их места «своих». В интервью ГТРК-Вятка он так откровенно и сказал, что любой человек предпочтет окружить себя «теми людьми, с которыми он будет более плодотворно работать... Это нормальный процесс. Когда есть понимание того или иного вопроса, он решается быстрее».

«Свои» священники, возможно, не менее заслуженные, чем старые вятские, вот только поверить в то, что все уволенные уличены «в серьезных финансово-хозяйственных, экономических нарушениях, а подчас преступлениях» (слова архиепископа Марка из того же интервью), довольно трудно. Или следует признать, что русская церковь — это банда воров.

Главное слово тут «серьезных», мелкие-то нарушения есть практически во всех храмах, где по традиции существуют «черные кассы», помогающие немного увеличить официальные (то есть те, с которых платятся налоги) зарплаты работающих в церкви людей — регентов, певчих, поваров, учителей воскресных школ и др. Конечно, если архиепископ Марк решил бороться за полную прозрачность церковного бюджета, то такую принципиальность можно только приветствовать. Но что-то я сомневаюсь, что владыка готов руководствоваться теми же принципами в своем управлении епархией. Во всяком случае, мы пока не видели полной финансовой отчетности вятской кафедры. Так что намерения вырисовываются скорее коррупционно-бюрократические: со «своими» решать вопросы легче и быстрее. Вот и летят щепки...

Ко всем бедам отца Петра попросили освободить казенную квартиру, где он жил с женой и двумя сыновьями (своего жилья у священника-расхитителя не было). В блогах пишут, что те, кто пришел с печальным известием, попросили заплатить по 1 000 000 руб. за каждый год проживания в служебной квартире. Еще пишут, что результаты работы новой команды архиепископа Марка уже вовсю ощущаются в жизни города: повысились цены на крещение и отпевание, на молебны и панихиды. Раньше бабушка могла подать записку об упокоении за 10-15 рублей, а по новому «тарифу» требуется аж 100! «Это шок!» — ужасается блогер.

Православная общественность возмущается и негодует, а ведь «тенденция» обозначилась давно, еще когда Московская патриархия взяла курс на раскол Сурожской епархии — тоже в очень большой степени из меркантильных соображений: в борьбе за здание храма, купленного когда-то эмигрантской общиной на собранные по сусекам деньги, буквально из последних сил. Эмигранты «новой волны», недовольные порядками в епархии (женщины без платочков ходят, и за неправославных молятся, и священники неправильные), и мысли не допускали, что могут точно так же собрать деньги (а среди них есть о-о-очень состоятельные люди, поговаривают, что чуть ли не Дерипаска) и построить (или купить) свое здание. Зачем покупать или строить, если можно забрать? Ведь Сурожская епархия входит в состав Московской патриархии, значит, и здание храма принадлежит Московской патриархии. И забрали. Не готовые смириться с такой несправедливостью «старики» теперь скитаются по другим храмам, где им выделили угол и дают возможность проводить службы в очередь с местными приходами.

Или Свято-Николаевский собор в Ницце, за который Россия несколько лет судилась с Православной ассоциацией Ниццы. Собор был построен императором Николаем II на земле, купленной императорским кабинетом и после революции национализированной. Это, собственно, и дало России право претрендовать на собор. Но с 1920-х годов собором владела и полностью его содержала (опять же на скудные эмигрантские деньги) Православная ассоциация Ниццы, входящая в юрисдикцию Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский патриархат). Срок бесплатной аренды истек 31 декабря 2007 года, и Россия через суд вернула свою, как она считает, собственность (Православная ассоциация, впрочем, намерена подать на кассацию).Теперь правительство собирается передать храм Русской православной церкви, и неизвестно, как сложится судьба приходской общины и ее священников.

Многие православные с одобрением относились к возвращению «своей собственности», не принимая в расчет чувства и соображения людей, без которых этой «своей собственности» просто не было бы. В первом случае эмигрантская община купила здание, во втором — 80 лет поддерживала его в рабочем состоянии без малейшей помощи России, и как знать, что стало бы с собором, не будь на него оформлена аренда. Но в обоих случаях инфраструктурные интересы перевесили человеческое отношение.

Или взять скандалы с "имуществом религиозного назначения" в самой России, когда музеи если и не выбрасывают из церковных зданий на улицу, то рассовывают по чердакам и подвалам, а монастыри гонят с "охранных территорий" проживших на них всю свою жизнь людей... Что же теперь удивляться, что инфраструктура остается для эффективных церковных менеджеров куда более важной целью, чем человек?

 

Фотография с сайта nabat.org

Обсудить "Вятские страсти" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Вятско-лондонско-ниццкие страсти // НИКИТА КРИВОШЕИН