И сформулировать-то страшно…
Дальновидные правители, как правило, стремятся избавиться от докучных хозяйственно-бытовых забот и переложить их на плечи тех, кто в них лучше разбирается. Так, Александр II, введя земство, не только польстил народу, но и в значительной степени снял с себя заботы об образовании и здравоохранении, что в кратчайшие сроки пошло им на пользу. Побочным эффектом стало складывание гражданского общества, которое по указке сверху отчего-то не получается: объявишь Народный фронт, а выйдет, как обычно, народный тыл.
Правители же недалекие, напротив, всё еще неподмятое торопятся возглавить, централизовать и встроить в вертикаль, что неизбежно и предсказуемо отрыгивается съеденным чижиком.
Когда школы принимали выпускные, а вузы — вступительные экзамены, хватало и коррупции (особенно во второй части), и завышенных показателей (преимущественно в первой). Тем не менее, передача этих функций в руки образовательных чиновников вывела эти «отдельные недостатки, всё еще имеющие место» на качественно новый уровень.
Наблюдателю непосвященному может показаться, что скандалы в связи с ЕГЭ этого года разразились как гром среди ясного неба, те же, кто «в теме», хорошо помнят, что «утечки» заданий накануне экзамена случались ежегодно, что исключить использование телефонов в аудитории Рособрнадзор обещает с регулярностью шарманки уже десять лет, а нехватка бланков для ответов регулярно поражает организаторов как снегопад — коммунальщиков.
И быть иначе не может.
В былые годы самая невзрачная школа все-таки стремилась создать своим любимым оболтусам комфортные условия. Самый что ни на есть коррумпированный вуз был заинтересован в том, чтобы набрать хоть часть студентов из числа принципиально обучаемых — самим же потом мучаться. Чиновника не интересует ни то, ни другое, ибо он имеет дело исключительно с показателями, и лица конкретных учеников за этими целыми и дробными числами не просматриваются даже при крупном увеличении — процент всегда останется процентом. А поскольку результаты ЕГЭ теперь влияют и на оценку эффективности чиновников от губернатора до начальника окружного управления образования, и на аттестацию школ, и на зарплату отдельного учителя, то увеличение числа стобалльников до значений запредельных, равно как и неуклонный общий рост показателей, нам гарантированы. В конце концов, Россия талантами не оскудела, и в каждом регионе не может не сыскаться свой местный Чуров. Да и федеральный центр не дремлет, год от года работая над понижением проходного балла и упрощением заданий двух обязательных ЕГЭ — по русскому языку и математике.
Опять-таки, поскольку чиновника совершенно не интересует «воспитание гармонично развитой личности» — ему «план по сдаче» надо обеспечивать, — одиннадцатиклассники у нас весь год «учатся» примерно как кремлевские курсанты за неделю до парада. По этим же причинам редкий наблюдатель на экзамене (как правило, учитель по основной специальности) заметит мобильный телефон (а хоть бы и нетбук: по информации моих учеников, на некоторых экзаменах в этом году контролеры только что фотографировать задания не помогали) — зачем ему потом выслушивать про «честь учебного заведения» и «судьбу детишек», когда он этот текст и сам знает назубок? Ох, сдается мне, что питерскому учителю Дмитрию Гущину, поведавшему «городу и миру» о трехсоттысячной группе социальной сети «ВКонтакте», занятой «сопровождением сдачи экзамена в режиме реального времени», еще предстоит узнать о себе много нового от своего непосредственного (во всех смыслах этого слова) начальства…
Поставить «рамки» и переносные «глушилки» примерно в шести тысячах пунктов проведения экзамена не так уж сложно и совсем не так дорого, как нам рассказывают. Найти на непродолжительное время независимых (т.е. не связанных с образованием) наблюдателей тоже можно, а уж поставить на входе милиционера, умеющего проверять документы, — и вовсе раз плюнуть. Всё это, кстати, много лет подряд предлагается недалекими людьми, не понимающими, что честное проведение экзамена никому, кроме хороших учеников и их учителей, не нужно; что в этом случае общество рискует узнать много нового об отечественном образовании, которое, если кто забыл, является приоритетным Национальным проектом.
А узнав, задаться вопросом, который и сформулировать-то страшно…