Россия: Сеть атакуют — связи крепнут
Интенсивная атака (вторая в этом году) на Живой Журнал обернулась массовым исходом блогеров на другие платформы и значительно переформировала блогосферу.
Вторая атака
Атака, которая спровоцировала первую волну виртуальной эмиграции, началась 27 июля 2011 года. Глава команды разработчиков ЖЖ Илья Дронов сообщил о значительном увеличении враждебного трафика, а англоязычный блог ЖЖ написал, что сложности с функционированием наблюдались в результате внутренней ошибки (пост был позже отредактирован, но весь этот инцидент стал причиной того, что некоторые блогеры обвинили ЖЖ во лжи русскоязычным пользователям).
Пока платформа несколько дней не работала, блогеры делились своими версиями по поводу происходящего. Глава антивирусной компании Евгений Касперский настаивал на неполитической версии DDOS-атак (заявив, что его лаборатория не зафиксировала какой-либо серьезной активности ботнетов), однако его объяснение было отклонено руководством Живого Журнала. Антон Носик заметил по этому поводу, что непрозрачная и противоречивая позиция Живого Журнала может быть более пагубной для платформы, нежели сами атаки.
Андрей Мальгин обвинил в атаках члена партии «Единая Россия» и создателя многих прокремлевских порталов Константина Рыкова. Согласно Мальгину, во время предыдущей атаки Взгляд.ру (пропагандистский сайт, созданный командой Рыкова) опубликовал статью Алексея Андреева, где скрытым образом транслировалось главное требование, которое должно быть выполнено для прекращения атаки: удаление блога Алексея Навального. Мальгин заметил это сейчас, во время июльских атак, поскольку статья снова появилась на главной странице сайта Взгляд.ру (хотя и была написана несколько месяцев назад).
Переселение
В этот раз в отличие от апрельских атак блогеров не удалось уговорить остаться на платформе. Если весной многие защищали платформу, ставя ей в плюс уникальную комбинацию функций, в этот раз блогеры сразу начали рассматривать «запасные варианты».
График, представленный на Roem.ru, показал увеличение трафика на Twitter и Facebook. Важно, что российские нетизены перешли в социальные сети, а не на блог-платформы (как Blogger или Wordpress), что доказывает, что Живой Журнал, являвшийся основным ядром российской блогосферы, был больше социальной сетью, нежели просто блог-платформой.
Российская аудитория Twitter начала расти в конце 2007 года, но настоящий расцвет начался в 2010-м и продолжился в 2011 году. Такие пользователи Twitter, как антикоррупционер @Navalny и фотоблогер @Varlamov, были уже достаточно популярны там, поэтому устойчивость отношений между ними и их читателями не пострадала. Они также первыми пригласили свою аудиторию в Google+.
Из-за DDOS-атак Живой Журнал был вынужден временно сократить длину постов до 2048 символов. Это привело к тому, что Олег Козырев и Антон Носик (а, возможно, и многие другие блогеры) перенесли свои длинные посты в Google+. Андрей Мальгин, знаменитый своей критикой правительства, создал в Facebook страницу и начал вести список других блогеров, которые переместили свое виртуальное присутствие в эту социальную сеть.
Блогеры, которым пришлось эвакуироваться в короткий промежуток времени, жаловались на новые платформы. Пользователь Habrahabr BobrTerminal суммировал комментарии пользователей об интерфейсе Google+. Артемий Лебедев был, возможно, наиболее четким при передаче общего настроения:
«Гуглоплюс — это отель. А ЖЖ — это частная квартира. Поэтому как только в квартире снова дадут электричество, поедем обратно».
Однако Антон Носик выразил скепсис по поводу возвращения в «частную квартиру», намекнув на то, что управляющая Живым Журналом компания SUP не была заинтересована в решении проблемы ЖЖ:
«Когда у тебя в квартире чинят отопление или канализацию —
можно оттуда и съехать на пару дней, но незачем всерьез думать о новом
постоянном жилище, если нынешнее устраивает.
К сожалению, ситуация коренным образом меняется, когда ты узнаешь, что твой дом
предназначен на слом и бульдозеры уже в пути.
Требование Google регистрироваться под настоящими именами хотя и не очень понравилось блоггерам, но, кажется, является важной мерой против ботов и троллей (серьезная проблема Живого Журнала). Конечно, блогосфера только с настоящими именами нарушит интригу анонимности, но создаст больше ответственности и доверия». Все же Антон Носик заметил, что, несмотря на высокий уровень прозрачности, проблема не была решена.
Сила сетей
Живой Журнал перенес серьезный удар (неважно, было это DDoS-атакой или преднамеренной халатностью), после которого сложно восстановиться (если вообще возможно), и реакция блогосферы продемонстрировала отличное чувство самосохранения. Алексей Навальный был включен в круги 13 000 пользователей всего через несколько дней после его появления в Google+ и стал №139 в мировом рейтинге пользователей Google+. Другие популярные блогеры, перешедшие в Google+, также быстро заработали высокий международный рейтинг.
Несмотря на тот факт, что аудитория блогеров на альтернативных платформах все еще меньше, чем в Живом Журнале, скорость переброски связей в другую цифровую среду впечатляет.
Уже можно сказать, что атака на Живой Журнал — отличный пример устойчивости сетевых структур. Блогеры Рунета ведут себя по схеме, выразительно описанной в книге Ори Брафмэна и Рода Бэкстрома «Морская звезда и паук: непреодолимая сила организаций без лидера»: как организация «морской звезды», они покидают платформу, но сохраняют отношения.
Очевидно, что DDoS-атаки, источник которых невозможно отследить, нанесли большой урон блогосфере, затронуто много аспектов (пройдут месяцы, пока не очень сообразительные пользователи поймут, что произошло), однако, скорее всего, даже уничтожение платформы не будет смертельным для уже сложившихся сообществ.