Жребий брошен
Меньше чем через неделю, 21 августа, Валентина Матвиенко должна сделать стремительный рывок в своей карьере: из губернатора стать муниципальным депутатом.
Когда деятелю, прочно встроенному в вертикаль власти, указывают на дверь, единственное, что он может попытаться сделать – это уйти красиво. Петербургский губернатор Валентина Матвиенко попыталась. Но трудно даже внешне прилично провести выборы, если ты ненавидишь их всей душой.
История для Валентины Матвиенко с самого начала была чуть-чуть позорной. Красиво было бы, возглавив список «Единой России», провести кампании в Думу и городское Законодательное собрание (проходят одновременно). После чего, благо как раз в этот момент заканчиваются ее губернаторские полномочия, уйти в Совет Федерации. Как говорят близкие к Смольному люди, именно так все изначально и планировалось.
Однако чудовищно низкий рейтинг Валентины Матвиенко тащил вниз всю «Единую Россию», что нехорошо вообще, а в городе Ленина-Путина – тем более. К тому же весьма популярная в Петербурге эсерка Оксана Дмитриева должна была возглавить партсписок «Справедливой России», и в сравнении с ней Валентина Ивановна смотрелась совсем печально. Поэтому высокое федеральное руководство решило, что смена коней посреди переправы будет меньшим злом, и Валентину Ивановну отправили в Совет Федерации досрочно. При этом в Петербурге особой популярностью пользовалась байка, будто бы Медведев думал, что технически организовать это несложно – примерно как изгнанному из сенаторов Миронову стать депутатом Думы. А когда уже постфактум выяснилось, что губернатору придется избираться в муниципалы, единственное, что он мог сказать: «Ну, извините».
Избрание в муниципалы уже само по себе не очень имиджевый шаг. В Петербурге власти с самого момента появления МСУ делали все, чтобы сократить его полномочия до минимума, а самих муниципалов низвести до уровня городских сумасшедших. И теперь это, за редким исключением, приют для начинающих карьеристов, молодых оппозиционеров и не самых успешных «единороссов».
Но и даже эту ситуацию Валентина Матвиенко сумела усугубить. Ей следовало бы выбрать хороший, с точки зрения использования административного ресурса, округ, и идти на выборы с гордо поднятой головой. Набрать там разными способами 80% голосов и заявить, что результаты выборов расставили все точки над i. Подавляющее большинство горожан – за своего губернатора, и лишь жалкие маргиналы – против. При этом вступать в публичные дискуссии с оппонентами Валентине Матвиенко не пришлось бы – всю кампанию можно провести, ни разу в округе не появляясь.
Однако губернатор решила всех перехитрить. Втайне депутаты двух муниципалитетов – Петровского и Красненькой речки, находящихся в округах лидера фракции «Единой России» в ЗакСе Вячеслава Макарова и спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова, соответственно – сложили свои мандаты, дав тем самым старт выборной кампании. При этом был организован отвлекающий маневр – в нескольких других муниципалитетах началась возня, приковавшая к себе внимание оппозиции. Валентина Матвиенко ушла в отпуск, и на вопрос, когда и где будет выдвигаться губернатор, ее пресс-секретарь не отвечала.
Обман вскрылся под самый занавес – один из муниципальных депутатов "Красненькой речки" поехал отдыхать на озеро. Там народному избраннику не понравились какие-то узбеки на «шестерке». Он с приятелем выгнал узбеков, а «шестерку» сжег. Пострадавшие побежали в милицию, скандал всплыл на поверхность, и депутат сложил свой мандат. Тут-то и выяснилось, что кроме него мандаты недавно сложили некоторые его коллеги. А через несколько дней Валентина Матвиенко вышла из отпуска и сообщила, что будет баллотироваться в двух округах. Регистрация кандидатов в них закончилась накануне.
Комментируя свое решение, Валентина Матвиенко пророчески предположила, что сейчас наверняка начнутся разные инсинуации: выборы-де объявлены тайно. Однако ничего подобного: губернатор сама читала в газетах объявления о назначении выборов. Удивленному городу были представлены эти газеты, изданные муниципальными советами. Несмотря на многочисленные нестыковки (например, на официальном сайте PDF-файл газеты с объявлением о выборах был создан только 28 июля, а газета вышла, якобы, 30 июня), суд признал назначение выборов законным. Естественно, ни один оппозиционный кандидат в этих округах зарегистрироваться не успел.
Технически красиво выполненная комбинация оказалось, вопреки ожиданиям, провальной с имиджевой точки зрения. Она избавила губернатора от соперничества в округе с эсерами (других оппозиционеров можно было снять, придравшись к подписям), но весь Петербург увидел, как она их боится. Общественное мнение вынесло вердикт: губернатор уходит из города огородами под покровом ночи. Выдвижение сразу в двух муниципалитетах было уже верхом позора: даже при условии тайных выборов, в которых могли зарегистрироваться только согласованные со Смольным кандидаты, Валентина Матвиенко не уверена, что войдет в число пяти победителей (округа многомандатные) и решила подстраховаться.
Потом случилась новая напасть: в муниципалитете "Красненькая речка" стали сносить гаражи. Проблема с гаражами, землю под которыми Смольный продает инвесторам, ссылаясь на то, что договоры аренды с гаражниками закончились, стоит в Петербурге уже много лет. Традиционно она решается властями с помощью бульдозеров. Но тут без гаражей и находившегося в них имущества оказались 700 человек, преимущественно жители этого муниципалитета. С учетом членов семей получается несколько тысяч, при этом всего на муниципальные выборы приходят 5-7 тысяч избирателей. Смольный забился в истерике, обещал уголовные дела тем, кто гаражи снес – но этим все и кончилось. Случилось все это за 2 недели до выборов.
В воскресенье и понедельник в Петербург приезжал Борис Немцов. Оппозиционный политик собирался ходить по квартирам и агитировать горожан не голосовать за Валентину Матвиенко. Но оба его похода прерывались доблестными сотрудниками полиции и заканчивались в отделении.
Близкие к Смольному люди рассказывают, что городские власти пребывают в состоянии, близком к истерике. В интернет-форумах (самый наглядный, хотя и не репрезентативный срез общественного мнения) доминирует откровенно издевательское отношение к главе города. О красивом и немного печальном уходе матери города от своих горюющих подданных речи не идет. Пару недель назад Валентина Матвиенко лично звонила в эфир «Эха Москвы», где Оксана Дмитриева разбирала ее по косточкам, и в течение 10 минут рассказывала, как тысячи петербуржцев шлют ей телеграммы с просьбой остаться. Больше никто за губернатора не вступился. Чтобы хоть как-то скрасить тягостное впечатление, прибегли к тяжелой артиллерии: ни с того, ни с сего Валентине Матвиенко стали делать комплименты Алексей Кудрин и Сергей Степашин.
В это воскресенье Валентине Матвиенко предстоят выборы. В Петровском округе ситуация лучше – там есть курсанты военного училища. В "Красненькой речке" – лишь озлобленные экс-гаражники. Но депутатствовать (если, конечно, не проиграет собственным техническим кандидатам) губернатор сможет только в одном – вероятно, выберут тот муниципалитет, где счет будет лучше. Если, паче чаяния, таковым окажется "Красненькая речка" – можно будет попросить мандат депутата, который сжигал машины.
Фотографии РИА Новости