КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииУкраина — не Белоруссия?

6 СЕНТЯБРЯ 2011 г. ИННА БУЛКИНА

РИА Новости

 

Газовые обострения между Москвой и Киевом обычно происходят строго по календарю, и мы уже привыкли, что основные «военные действия» развиваются ближе к холодам, а кульминация наступает аккурат к Новому году. Но на этот раз маневры начались с заметным опережением: по сути, они совпали с началом политического сезона и официальным открытием думской кампании. Наблюдатели из Киева не без оснований связывают жесткость позиции Кремля с очередной риторической необходимостью «слепить врага» – Ющенко подходил для этой роли лучше, но в нынешних обстоятельствах сойдет и Янукович.

И, тем не менее, Киев сделал первый ход: 1 сентября правительство Украины передало правительству России письмо с предложением провести переговоры. Фактически речь шла о пересмотре крайне невыгодного газового контракта, подписанного в 2009-м премьер-министром России Владимиром Путиным и тогдашним украинским премьером Юлией Тимошенко. Украина давно поднимала этот вопрос, и Москва недвусмысленно давала понять, что жесткие условия можно смягчить, а неудобоваримую цену – снизить, но лишь в случае вступления Украины в Таможенный союз или в обмен на «слияние» (читай: поглощение) «Нафтогаза» Газпромом. Последнее прочитывалось как белорусский сценарий, и Янукович ответил в том духе, что «Украина не Белоруссия». Что же до Таможенного союза, то Украину устраивал компромиссный формат «3+1», а в идеале – зона свободной торговли с Евросоюзом.

Российская сторона сходу ответила, что «нет конкретики», что «иждивенцы», мол, и опять «за рыбу гроши». Следующий ход Киева был «конкретным»: украинский премьер Николай Азаров заявил о реструктуризации (фактически: ликвидации) «Нафтогаза», которая, так или иначе, поведет за собою пересмотр соглашений. Прежде в качестве «юридического» основания для пересмотра предполагался приговор по делу Юлии Тимошенко — т.н. «болгарский вариант» (Болгария после смены власти расторгла невыгодный договор с Россией: новое правительство обвинило предшественников в «превышении полномочий»). Россия в свое время уже показала, что «болгарского варианта» не будет, что «стокгольмский арбитраж» — долгоиграющая история и что зима наступит раньше, чем благая весть из Стокгольма. А на ход с «Нафтогазом» последовал немедленный ответ: у всякой ликвидированной компании есть правопреемник, и Газпрому совершенно все равно, как он будет называться, лишь бы платил. Или «сливался-поглощался». Комментарий Миллера звучит недвусмысленно: «…После слияния с Газпромом «Нафтогаз Украины» как субъект хозяйствования прекратит свое существование, будет ликвидационный период, …и в силу этого все соглашения, которые существуют на сегодняшний момент, будут пересмотрены». Иными словами, хотели Болгарию — получите Белоруссию.

Это пат. Игроки, конечно, могут пойти на следующий круг, но сегодня наблюдатели с обеих сторон ищут аргументы для компромисса.

Главный российский аргумент – зима.

У Януковича-Азарова все не так очевидно, но тут и игра сложнее. Во-первых, в тылу Украины есть Турция, которая откровенно тормозит историю с «Южным потоком», а значит, у России в ближайшее время не будет альтернативы «украинской трубе». Во-вторых, Украина традиционно рассчитывает договориться с Туркменией: визит Януковича в Ашхабад назначен на 12-13 сентября.

И, наконец, существует «европейская карта»: любое обострение с Россией ведет к «потеплению» с Европой, в Киеве давно разучили эту нехитрую двухходовку. Европейский сюжет несколько затемняет суд над Тимошенко, однако и тут есть оборотная сторона: если украинская Генпрокуратура идет до конца и доказывает вину своего экс-премьера, подписавшего кабальный договор, она тем самым «подставляет» второго подписанта – российского премьера Владимира Путина. Похоже, что Европа в самом деле готова играть в эту игру, по крайней мере, в конце августа.

Комитет по международной торговле Европарламента принял решение не блокировать подписание соглашения об ассоциации Украина — ЕС из-за суда над Тимошенко. А в ближайшие дни планируется подписание договора с Shell о добыче украинского сланцевого газа. Эксперты полагают, что дополнительные 10 млрд. кубометров вместе с 20 млрд. уже добываемого в Украине газа в принципе снимают «российский вопрос».

Впрочем, Янукович вряд ли пойдет на однозначное обострение и сделает столь очевидный выбор. У ликвидации-реструктуризации «Нафтогаза» есть одно хитрое преимущество: единую национальную компанию приватизировать нельзя, а вот по частям – можно. И пусть в проекте этот «торт» уже разрезан и поделен между «своими», на каком-то этапе можно и Газпрому посулить «кусочек».

Как бы то ни было, отчеты о последней встрече двух министров, Константина Грищенко и Сергея Лаврова, заставляют думать, что стороны «сглаживают углы»: они дружно открещиваются от судебных разбирательств и не без значения вспоминают о Черноморском флоте (напомним, что последняя существенная «газовая скидка» была достигнута на харьковских переговорах «по флоту»).

 

Фотографии РИА Новости

 

 



Версия для печати