Началось
Похоже, что механизм передачи имущества религиозным организациям в скором времени заработает в полную силу. Недавно в «Российской газете» был опубликован приказ Минэкономразвития России, стимулирующий процесс. Появляются подзаконные акты, бланки, формы и прочая бумажная муть, сдвигающая все с мертвой точки. Отчасти дело стопорилось по вине Церкви, которая занимает весьма прагматичную позицию.
Как выяснилось из слов юридического консула Московской патриархии инокини Ксении (Чернеги), один из документов несколько месяцев «висел» в Минобороне. Министерство не соглашалось и дальше платить за переданные Церкви в пользование объекты, повисшие у него на балансе. Военные считали, что все расходы нужно возложить на пользователя, то есть на религиозную организацию. «А у Церкви было свое мнение, — замечает юрист патриархии. — С трудом через правительственную Комиссию по вопросам религиозных объединений удалось сдвинуть этот вопрос с места... Закон позволяет распределить бремя содержания объекта, полученного во временное пользование, между собственником и пользователем». Теперь расходы сторон на содержание переданного здания будут определяться договором. Удобную позицию избрала РПЦ МП: владеешь памятником номинально, а плати по-настоящему.
По этой же причине Церковь не будет брать в ближайшее время в собственность большинство объектов культурного назначения. Зачем, если на реставрацию памятников истории и культуры, взятых в безвозмездное и бессрочное пользование, регулярно капают бюджетные денежки. А так ничего капать не станет.
В собственность Церкви в Москве за последнее время было передано только одно-единственное знание церковно-приходской школы — в столице в отличие от федерального уровня все бумажные процедуры давно отработаны и приняты. Еще пять объектов ждут своей очереди. Совсем, как видим, немного.
Конечно, Церкви сложно самой содержать памятники культуры. Через РПЦ МП протекают немалые суммы, но сегодня они есть, а завтра их может не быть — тут патриархия находится в сильной зависимости от государства и бизнесменов. Изменить эту ситуацию можно только введением «десятины», внутрицерковного добровольного налога по примеру протестантских общин. Моментально все, разумеется, не изменится. Тут важно обозначить тренд.
Но этот тренд связан с ростом влияния на приходе простых верующих, с реальным повышением их участия в управлении. А в свете выстраивания вертикали власти церковным менеджерам это не очень удобно. Не хотят они смотреть в эту сторону.
Зато с удовольствием смотрят в другую. Вон как Фонд Андрея Первозванного денежки крутит, развернулся на насаждении суеверий и пиаре Путина. Впрочем, Фонд занимается не только негативом. Вот, к примеру, с его помощью недавно в Москву, в «Дом иконы» на Спиридоновке привезли выставку из Нилово-Столобенского монастыря на Селигере. Среди экспонатов — деревянная скульптура преподобного Нила, старинные потиры, церковное облачение, простреленные во время революционных погромов иконы, уникальные царские врата, печати, кресты и даже клады, найденные на территории обители. При монастыре создан музей. Правда, там положение обязывает: именно вокруг Ниловой пустыни каждый год встают лагерем «Наши» — молодежь нужно просвещать.
Что касается музеев светских, расположенных в церковных зданиях, то в ближайшее время их ждут серьезные испытания. Уже сформированы комиссии по вопросам передачи церковного имущества. В них вошли представители религиозных организаций, чиновники и культурологи. Комиссии, судя по всему, будут заниматься контролем финансовых потоков и урегулированием спорных вопросов. Спорных случаев будет, конечно, много. Да о чем говорить, если при образцово-показательном выселении из Ипатьевского монастыря музея и выделении на новые музейные помещения значительных средств бесценная коллекция произведений искусства XVIII-XIX вв. до сих пор стоит в запасниках штабелями.
И это только начало.
Фотографии с сайта artclassic.edu.ru