КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииУдарим Онищенкой по Рахмону

16 НОЯБРЯ 2011 г. АРКАДИЙ ДУБНОВ

РИА Новости

 

Скандальная история с вынесением таджикским судом приговора двум летчикам, гражданам России и Эстонии Владимиру Садовничему и Алексею Руденко, после вступления в дело известного российского специалиста по пестицидам Геннадия Онищенко окончательно переросла в недостойное санитарно-политическое шоу. Выявленная главсанврачом опасность в виде исходящей от таджикских трудовых мигрантов ВИЧ-инфекции и палочек Коха превратила российскую политику на постсоветском пространстве в подобие мелочной кухонной склоки, когда не поделившие посуду хозяйки начинают кидаться сковородками.  

    Заурядный летный инцидент, в котором оказались замешаны имущественные интересы не слишком прозрачных российских, таджикских, афганских, а скорее даже неких зарегистрированных в офшорах лишенных национальности бизнес-структур, стал катализатором беспрецедентного межгосударственного конфликта между Россией и Таджикистаном. Не исключено, впрочем, что одной из его первопричин могли стать интересы семьи таджикского президента Эмомали Рахмона, чей родственник был осужден в России за наркоторговлю. Ни одна их этих версий не имеет пока документального подтверждения, однако целый ряд сопутствующих обстоятельств, включая многочисленные утечки информации как из Москвы, так и из Душанбе, заставляют серьезно к ним относиться.

   Независимо от того, хотели ли в Душанбе использовать приговоренного к 8,5 годам заключения российского летчика и его эстонского коллегу в качестве разменной карты в торге за приобретение пилотируемых ими самолетов Ан-72 или за освобождение приговоренного подмосковным судом к 9 годам сына высокопоставленного таджикского чиновника, являющегося сватом самому президенту Таджикистана, — эта история стала показательной для характеристики политических нравов и правового беспредела и в России, и в Таджикистане.

    Ответом на абсолютно несостоятельный с юридической точки зрения таджикский судебный прецедент оказалась вопиющая беззаконная акция российских властей по выдворению таджикских гастарбайтеров. Высший класс политического цинизма был продемонстрирован нашей «хромой уткой», президентом Дмитрием Медведевым, который, не моргнувши глазом, назвал связь между этими событиями «простым совпадением».

Возглавившему предвыборный список «ЕдРа» г-ну Медведеву, верно, кажется, что подобная решительность должна принести ему 4 декабря дивиденды от патриотически настроенных избирателей, оскорбленных наглым поведением таджикского суда, унизившего достоинство россиян.

Вполне возможно.

   Впрочем, еще бы лучше устроить накануне парламентских выборов какую-нибудь очередную войнушку в защиту наших. Но если не получается, можно устроить показательные облавы на «чужих». Тоже эффектно смотрится. Тем более что сработало.

    В Душанбе дали задний ход: та же самая прокуратура, что требовала наказать летчиков 13-ю годами тюрьмы, вчера подала ходатайство о смягчении приговора в 8,5 лет, назвав его «слишком суровым». Ссылка при этом была сделана на «личности» осужденных и на отношения «стратегического партнерства», связывающие Таджикистан с Россией и Эстонией. Похоже, в прокуратуре Хатлонской области Таджикистана работают тонкие знатоки внешнеполитических приоритетов Душанбе…

   Но дело даже не в этом. Если исключить из рассмотрения правовой нигилизм, проявленный обеими сторонами конфликта, то обнаружатся признаки глубокого смятения, охватившего близкое окружение Его величества Эмомали Рахмона (по-таджикски, Чаноби оли, как принято с некоторых пор официально обращаться к президенту в Таджикистане). Беспрецедентно резкий ответ Москвы подверг сомнению устойчивость самого Рахмона как лидера. Известная далеко за пределами Таджикистана непотия властвующего там режима стала особенно очевидной в свете обнаруженных летным делом обстоятельств. Ведь если Душанбе поставил на кон отношения с Москвой из-за засаженного в тюрьму отпрыска высокопоставленного таджикского чиновника, то это ставит под сомнение имидж и властвующего режима в России…

    Грозные реляции российского президента, раздавшиеся из далекого Гонолулу (это особенно должно было впечатлить чувствительную к подобным деталям таджикскую элиту), как неожиданно выяснилось, даже придали бодрости определенным группам таджикского чиновничьего класса. Они, как следует из полученной автором из таджикской столицы информации, позволили этим чиновникам увидеть свет в конце туннеля, в котором оказались 19 лет назад с приходом к власти Эмомали Рахмона и его клана, сузившегося ныне до размеров его большой семьи. Если называть вещи своими именами, в стране поняли, что Москва вряд ли будет горой стоять за Рахмона, удерживая его у власти, и, если представится удобная возможность, не станет мешать ротации на таджикском олимпе.

    Падению рейтинга таджикского президента не могли не способствовать бурные переживания десятков, если не сотен тысяч таджиков, которые бросились к телефонам в эти дни, пытаясь выяснить судьбу своих родственников, оказавшихся в опасности в России. Виновным за эти тревожные волнения люди могут называть только одного человека, ведь он должен был предвидеть последствия судебного приговора российскому летчику. Но, справедливости ради, надо признать, Его величеству просто не повезло: не будь огласка этого дела столь публичной благодаря журналистам и родственникам пилотов, все бы могло пройти незамеченным. Летчик по фамилии Садовничий вовсе не такой важный для российской власти персонаж, чтобы ради его спасения давать указание российским дипломатам в Таджикистане активно вмешаться в дело, как это было поручено нашим дипломатам в Таиланде, когда там задержали Виктора Бута. Заметим, кстати, что последний — уроженец Душанбе…

   Тяжелая участь таджикских гастарбайтеров да, впрочем, и всех живущих на их родине людей, как-то обреченно обрисовал вчера лидер таджикской диаспоры в России Каромат Шарипов. Массовая высылка из России соотечественников, по его словам, приведет к их «уходу в горы, к талибам, так как они вынуждены будут искать кусок хлеба для своих семей». «И тогда не будет границы между Таджикистаном и Афганистаном, между Узбекистаном и Таджикистаном, а граница будет двигаться к России», — сказал Шарипов.

    Несомненно, уже на днях станет известно, что Владимира Садовничего и Алексея Руденко скорее всего освободят. Либо в результате отмены приговора, либо по указу об амнистии президента Рахмона. Однако все перипетии этой истории останутся тем «осадком» из известного анекдота про украденные ложечки, которые в конце концов нашлись…

   И, наконец, последнее. Продемонстрированная высшими политическими и средне-санитарными деятелями России не иначе как брезгливость к людям, бывшим еще два десятка лет назад нашими соотечественниками, делает пустой риторикой разговоры о блестящих перспективах Таможенного и, тем более, Евразийского союза, где с нетерпением ждут Таджикистана и о котором вдохновенно рассуждают в Кремле и Белом доме на Краснопресненской набережной. Кто ж теперь поверит в искренность братских намерений «старшего российского брата».

Если только, конечно, не пожертвовать г-ном Онищенко…

 

Фотография РИА Новости

 

 

Версия для печати