КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРождественские чтения: большой запрос под вопросом

31 ЯНВАРЯ 2012 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

РИА Новости

Проходившие на прошлой неделе ХХ Международные Рождественские чтения хотя и были юбилейными, отличались от всех предшествующих разве что суженным форматом: впервые состав приезжающих на Чтения делегаций от епархий ограничили квотами, открытие проходило не в Кремлевском дворце, как обычно, а в Гостином дворе, из государственных чиновников только Валентина Матвиенко почтила первое пленарное заседание личным присутствием, остальные, занятые неотложными делами, прислали заместителей. Вроде бы это только естественно: церковь добилась желаемого (хотя и не в полном объеме), с сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), предполагающий в том числе уроки православия, вводится как обязательный в школах, да и вообще все это несущественные мелочи — однако обидно другое.

Из года в год на Чтениях повторяется одно и то же: приезжающие делятся своим конкретным опытом, который, конечно, чрезвычайно ценен, но истории с преподаванием основ православия, по меньшей мере, лет пятнадцать, пора бы уже, кажется, переходить к обобщениям. Но нет: все крайне дискретно, разрозненно, не видно никакой преемственности, такое впечатление, что опыт практически не накапливается с течением лет и каждый, ступивший на эту стезю, начинает вслепую, с нуля.

Неизменна и позиция священноначалия: постоянно наращивать притязания церкви на светскую школу. Но если раньше упор делали на необходимость духовно-нравственного воспитания, ибо население России погрязло в пороках, то теперь вовсю эксплуатируется миф о православности российского народа и его приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям. Это особенно хорошо видно, если сравнить риторику представителей церковного руководства с рассказами учителей.


Учительница из города Озерска Челябинской области:

Преподаю в лицее больше 10 лет, директор беседует с родителями, объясняет, что у нас задача воспитать культурную личность, православие тоже нужно для общеинтеллектуального развития, и если родители согласны — мне больше нравится преподавать факультативно, когда дети идут с желанием, — факультативно преподаем отдельные направления, под названием «Мировая художественная культура» или вот сейчас я веду курс «Библия в русском языке и литературе». Программы согласовываем с учителями литературы и русского, истории. Я охватываю классы с 5-го по 11-й.

Года два назад, когда начинался эксперимент с введением курса ОРКСЭ, у нас проходили родительские собрания в некоторых школах, и многие родители выбрали православие, причем нецерковные родители, которые хотят, чтобы предмет преподавался в культурологическом разрезе. А учителя боятся, не готовы, у нас в области еще не сложилась необходимая система повышения квалификации, только-только все начинает создаваться. Городской отдел образования не очень был настроен, потому что тоже страшно. Сейчас наш владыка очень активно ездит по городам, проводит беседы и всех убеждает, что это нам нужно, это Россия, это культура, нужно быть едиными со своей страной, и они разворачиваются. Но к следующему учебному году — не уверена, что мы успеем, мы не готовы ни к одному модулю, нам понадобится года два-три-четыре, чтобы раскачаться и подготовить почву. У нас такая большая страна, и все регионы очень разные, в промышленных сибирских регионах совсем другая ситуация, чем в центре: наш город, например, существует всего 50 лет, люди вообще без корней, очень трудно идет насаждение православия, храм 10 лет строится, освящение только в этом году должно состояться. Все достаточно тяжело идет, это не Ярославль или Псков какой-нибудь.

 

Смоленская область

Методист: Шесть лет работаю в Вяземском православном методическом центре, отвечаю за школы в девяти районах нашей области, работаю с учителями и детьми. Когда я только начинала, картина была печальная: неподготовленные учителя, многие не хотят, многие отторгают это все, а вот сейчас на последних методобъединениях видишь, как изменился и уровень подготовки, и настроения.

Учитель и методист: В эксперименте наша область не участвовала, но у нас есть свой региональный предмет «Основы православной культуры» в 5-м и 6-м классах и «История православной культуры земли Смоленской» в 8-м классе — получается некий разрыв. Сейчас наша задача как-то подстроить все эти курсы и курс ОРКСЭ, который вводится со следующего года, — это одна проблема. Другая — часть родителей до сих пор относится к религиозным предметам настороженно, их можно понять — новое всегда вызывает тревогу. Мы уже готовимся, провели опрос, на первом месте оказалась светская этика, потом идут мировые религии, потом православная культура. Идет процесс формирования учительских кадров, тех, кто будет работать с детьми в начальной школе. Трудностей, конечно, очень много, все это внове для большинства педагогов, а до сих пор православную культуру в наших школах вели люди очень серьезно подготовленные. Они прослушали курс на базе смоленского Института развития образования в объеме 400 часов, то есть двухгодичный, и преподавателей нам всегда хватало. Сейчас ситуация не такая благополучная, нужно подготовить сразу много учителей, поэтому придется вводить сокращенный курс, и с февраля мы будем обучать, обучать и обучать.

 

Учительница из Городецкого района Нижегородской области:

Мы плетемся в хвосте, у нас еще конь не валялся, не знаю, как мы успеем к будущему учебному году. В свое время у нас в школе были уроки по психологии и семейной этике, очень нужные уроки, как мне кажется, но их отменили, а взамен ничего не ввели. Теперь вот курс ОРКСЭ будет, но, думаю, нам выбирать ничего не дадут, спустят сверху один какой-нибудь предмет, и все будут по нему заниматься. Наш владыка отдает предпочтение учебнику протодьякона Андрея Кураева.

Еще показательнее ситуация в Белгородской области, где, как известно, волею региональной власти основы православной культуры ввели во всех классах всех школ как обязательный предмет (один урок в неделю) еще в 2006 году. И вот теперь, когда пришло время определяться с модулями ОРКСЭ, в Старооскольском районе Белгородчины почти все родители поголовно выбрали основы мировых религий. Православные недоумевают, как же так?! — и подозревают здесь чью-то коварную руку («Православная культура» — в опасности!). Но чья же коварная рука может быть сильнее местной власти, которая до сих пор изо всех сил лоббировала «традиционные ценности»? Неужто мировая закулиса дотянулась до Старого Оскола?

Конечно, никогда нельзя исключать недобросовестности чиновников, но ведь может быть и другой простой ответ: это реакция общества на принудиловку.

Ту самую, которая неприкрыто сквозила в речи патриарха Кирилла на открытии Чтений:

«Сегодня во всех странах исторической Руси существует большой запрос на культуру и духовное наследие Православия — традиционной для большинства жителей этих государств религии. Наши соотечественники хотят пребывать в православной культуре и получать знания о ней, и мы должны сделать все, чтобы полноценно отвечать на этот запрос...

Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья. Нам придется терпеливо преодолевать эти трудности».

Или митрополита Ростовского Меркурия, главы Синодального отдела образования:

Церковной «рабочей группой было предложено исключить (при подготовке закона «Об образовании в РФ» — ред.) указание на гуманизм как главный принцип образования и воспитания — учитывая, что гуманизм является конкретным идеологическим течением с открытой антирелигиозной позицией, — а также исключить из понятия «содержание образования и воспитания» приоритетный принцип развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Вместо этого была предложена формулировка «традиционных духовно-нравственных ценностей».

Однако эта тактика приносит свои плоды: многие предложения церкви были учтены в новом законе «Об образовании в РФ» (версия 3.03), который весной должен рассматриваться Думой и при принятии вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Что конкретно (статья 90):

1. Школьников (буде предмет распространится на другие классы, кроме 4-го) лишили права самостоятельно выбирать модуль курса ОРКСЭ, теперь до окончания школы за них это будут делать родители.

2. На факультетах теологии в светских вузах предметы теологической направленности могут преподавать лишь педагогические работники, рекомендованные централизованной религиозной организацией. То есть светские вузы теряют свою самостоятельность в выборе преподавателей.

3. К написанию учебников и методичек по основам духовно-нравственной культуры привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации. (Этот пункт можно было бы счесть резонным — как бы не наломали дров безграмотные энтузиасты, — если бы не одно но: до тех пор, пока к делу не подключилось Министерство образования (и бюджетные деньги, само собой), православная «централизованная религиозная организация» отнюдь не рвалась издавать учебники, и практически все учебные пособия, которые имелись, как добротные, так и неудачные, были написаны именно что православными энтузиастами по собственному почину — они, кстати, и сейчас продолжают их писать.)

4. Закон предусматривает для образовательных организаций, занимающихся преподаванием «духовно-нравственных основ», и учителей по этим предметам возможность общественной аккредитации. Порядок которой определяется, естественно, «проводящей ее российской централизованной религиозной организацией».

  1. Этот мутный пункт появился, надо думать, в результате компромисса. Патриархия требовала, чтобы школьные учителя всяческих «основ», так же как и преподаватели теологических вузов, могли работать лишь по рекомендации все той же «централизованной религиозной организации». То есть не сама школа будет решать, кому преподавать, а учителей ей будет поставлять, скажем, епархия. Но тут Министерство образования, похоже, проявило некоторую твердость и ввело эту самую «общественную аккредитацию» лишь как дополнительный элемент к обычной государственной аккредитации. Не преминув добавить: «Общественная аккредитация не влечет за собой дополнительных финансовых или иных обязательств со стороны государства».

Но в патриархии не теряют надежды готовить для школы учителей: на Рождественских чтениях впервые заговорили о намерении открывать в будущем православные педагогические колледжи, некоторые ораторы подчеркивали необходимость создавать в епархиях «реестры православных педагогов». Конечно, никто не может помешать Русской православной церкви составлять реестры православных педагогов и использовать их по собственному усмотрению (например, учитывать при наборе учителей в православные гимназии или воскресные школы). Беда в том, что мы живем в государстве, где если завтра кому-то из "нацлидеров" вдруг взбредет в голову сменить "плохих неправославных" педагогов на "хороших православных", то можно не сомневаться: вопреки Конституции и всем законам, "рокировочки" вряд ли удастся избежать. Вот не удалось же отстоять тему пресловутого "гуманизма" в подготовленном совместной командой разработчиков от Министерства образования и РПЦ учебнике светской этики. И в патриархии прекрасно это понимают — более того, именно на это и делают ставку.

 

Фотография РИА Новости

 

 

 

 

 



Версия для печати