После прогулки
Я хочу задать тот же вопрос, какой я задавал еще после митинга на Сахарова в декабре. Каков план действий?
В декабре «просто так» прошел самый первый митинг на Болотной. И после него стало ясно, что нас немало, что нас не просто немало, а что мы приличные, неглупые, активные граждане. Которые готовы к действию. В хорошем смысле этого слова, а не к тому действию, которое с вилами и топорами.
Собраться, чтобы провести смотр строя и песни, чтобы на других посмотреть и себя показать, устроить инвентаризацию и перепись протеста – это хорошо для первого раза. Максимум для второго. Но потом уже нужна была четкая программа. И были нужны лидеры. С лидерами сложнее, потому что их нельзя взять и создать. Программу же придумать, вроде как, проще. Потому что понятно, какие вещи нам опостылели и какие люди нас заколебали.
Но прошло время, и выяснилось, что с лидерами проще, чем с программой. Удальцов, Навальный, Пономарев стали ими по факту. С программой не получилось. Резолюции были, требования были – программы не было. Был энтузиазм, был креатив, были веселые и едкие плакаты, было «Белое кольцо». Была очень разнообразная и интересная форма. А содержание оставалось бледным.
Главным же достижением зимнего протеста стала беспрецедентная армия наблюдателей на выборах 4 марта, благодаря которым жульничество и воровство во многих местах удалось пресечь. Но даже в этом случае было больше неудач, потому что вместо тысяч и тысяч исков по фактам подтасовок и подлогов, получилось бурное обсуждении в блогах и ролики на YouTube – безо всяких попыток добиться правовых последствий. Была Астрахань. А таких «астраханей» должно было быть десятки по всей стране. Астрахань заставила власть не на шутку занервничать. Всего лишь один небольшой город. А если бы по всей стране? А если бы в Москве и Питере?
Потом был «марш миллионов», первые настоящие бои с полицией и почти трехнедельные гуляние по Москве с летучими лагерями-оккупаями. И снова великолепная форма. Снова эйфория, восторг от креатива, дебильность властей и ментов, которые дружно выставили себя дураками. А граждане вновь показали себя многочисленным отрядом приличных позитивных людей.
Но, друзья мои, когда же от формы мы перейдем к содержанию? Митинги, собиравшие первоначально стотысячные толпы, потеряли значительную часть актива именно по этой причине. Неравнодушных не стало меньше, но желающих придти и услышать от тех же ораторов те же лозунги стало меньше, несомненно. На митинги ходишь уже скорее потому, что «надо».
И та же история приключилась с «народными гуляниями». Это интересно и весело, но не заниматься же этим бесконечно. Если не придумать для этих гуляний и посиделок конкретные цели, то это неизбежно превратится в сходки для бездельников и городских сумасшедших. Потому что круглосуточно сидеть просто так могут только те, у кого других дел нету.
Можно сколько угодно утешать себя тем, что режим зашатался, что дни его сочтены, а время работает на нас, но это время не беспредельно, и у нас оно тоже уходит.
Пока проходили шествия и гулянья, власть безо всякого публичного и массового противодействия осмеяла идею губернаторских выборов. Разве нам это неважно? Разве это менее актуально, чем возможность гулять от Александра Сергеича до Александра Сергеича?
Сейчас появилась возможность создать реальную оппозиционную партию. Хотя бы партию тех же «Белых лент». Чтобы неформальное движение начало, наконец, организовываться, создавать ячейки, действовать не только на столичных площадях, но и по всей стране. Если только в Москве открыто вышли сто тысяч, то сколько членов у партии может появиться по всей России! Пускай в нее вступят не все, кто был на митингах, потому что на митингах были люди зачастую противоположных взглядов. Однако, как показывает практика, активисты составляют где-то десятую часть от числа сочувствующих.
Ну и что? Занят кто-нибудь созданием такой партии? Кто-то пишет хоть какую-то программу? Или смысл протеста будет в том, чтобы переходить из сквера в сквер, а целью будет митинг 12 июня? Это не может быть целью и это не может быть смыслом. Думайте, вожди, шевелите мозгами!
Фотография Мария Олендская / ЕЖ