Битва за буквы
В четверг, 24 мая, в День славянской письменности в Верховной Раде Украины проходили очередные «языковые слушания» и состоялось очередное, живописное во всех отношениях побоище. Партия регионов внесла законопроект («Об основах государственной языковой политики»), предполагающий введение второго, «регионального» языка в зависимости от предпочтений населения региона. Фактически речь шла о 13 регионах (из 25), т.е. о большей части территории и большей части населения Украины.
Проблема тут не в том, хорош или плох внесенный регионалами проект закона (а он был однозначно плох, поскольку заведомо радикален), справедлив он или не справедлив. В принципе, сама эта процедура была спекулятивной тавтологией: право на «региональный язык» прописано в соответствующей Европейской хартии, и Украина однажды взяла на себя обязательство выполнять ее требования. Настоящая проблема в том, что представление в Раде было абсолютно предсказуемым и, похоже, заранее расписано по ролям и эпизодам. Ну разве что в разгар битвы какие-то моменты вышли из-под контроля, в остальном же все было как всегда. Оппозиция планировала заблокировать трибуну, но, как водится, опоздала и стала импровизировать на ходу. Хотя необходимости куда бы то ни было рваться и что бы то ни было блокировать тоже не было: регионалам не удалось собрать необходимого количества голосов, и об этом тоже было известно заранее. Обе стороны были заинтересованы в том, чтобы эффектно сорвать заседание, и это им удалось.
Вообще, настоящая интрига праздничного представления состояла именно в этой обоюдной заинтересованности сторон: каждая из них желала явить избирателям и телезрителям богатырскую стать, кровь и слезы, синяки, шишки и сакраментальную готовность стоять за букву «ы» или за «крохотную свечечку буквы ї» до последней капли, не щадя живота своего. И нет нужды задаваться вопросом, почему регионалы вспомнили о главном своем законе — фактически о первом обязательстве перед «ядерным электоратом» — в конце каденции, а не в начале: а когда ж еще говорить о языках, как не перед выборами? Поразительно другое: почему уже который год и многократно обманутый «ядерный электорат», и те люди, которых раньше пафосно называли «совестью нации», а нынче, тоже не без пафоса, прозывают «интеллектуалами», как дети, покупаются на это очевидное, шитое белыми нитками «разводилово». Потому ли, что «прозападные» украинские «интеллектуалы» по сей день придерживаются того романтического и архаичного позапрошловечного представления, что современная нация создается единством языка, а не гражданским сознанием и общегражданскими институциями?
Итак, ничего у нас не меняется, ни за два века, ни за 20 лет, и сегодня, как вчера и позавчера, сценарий выборов будет расписан по «языковым картам». Украину вновь разделят на северо-запад и юго-восток, и голосовать — по спискам и «мажоритарке» — вновь будут, глядя не в «честные глаза» и «кредитную историю» кандидатов, но исходя из «патриотической» позиции той или иной партии в битве за букву «ы» или букву «ї». А люди, которые только что, на камеру, рвали друг на друге праздничные, специально по этому поводу надетые белые рубахи, после телепотасовки привычно переоденутся и все вместе пойдут отмечать удачное представление. И характерно, что для большинства из тех, кто за них голосует, не секрет, что показные «телепротивники» пьют за одним столом и разговаривают при этом на одном языке. Причем язык этот не русский и не украинский, но единственно внятный им «державный суржик». Именно он — не де-юре, но де-факто — первый и последний государственный язык многонациональной страны Украина.