В поисках религиозной свободы
«Протестантизм будет выдавать себя за религиозное движение, но окажется движением политическим, коммунизм — за движение политическое, но окажется движением религиозным». Этой парадоксальной мыслью философа Федора Степуна открыл свое выступление в Московском центре Карнеги известный юрист, специалист в области правового регулирования государственно-конфессиональных отношений Лев Симкин. Его доклад, прочитанный под занавес театрально-политического сезона, был посвящен религиозной эмиграции из России в конце XIX и, в особенности, в XX веке. Вроде уже далекая история, но к нашим дням отношение имеющая. Хотя бы потому, что религиозная свобода является фундаментом всех прочих гражданских свобод.
Сегодня в России религиозная свобода под угрозой. Под угрозой она внутри Церкви: в силу существующего церковного Устава, ничем не контролируемого авторитаризма топ-менеджеров, уничтожения механизма соборности; и в межрелигиозном пространстве. Совсем невесело слышать, как влиятельный патриархийный чиновник о. Дмитрий Смирнов призывает с телеэкрана начать новый поход против сект. Да и другие почтенные сектоборцы во главе с Александром Дворкиным на пенсию еще не вышли: сражаются, подменяют миссию контрмиссией где только могут. Ан, мало почтенному протоиерею: надо еще и камни во врагов метать. Можно, конечно, здесь сказать, что появление все новых и новых религиозных движений — это внутренняя проблема господствующей конфессии, связанная с неумением, неспособностью многих ее членов жить по-христиански. Но об этом столько было сказано, что стоит ли?..
Главными врагами «дворкинцев» остаются протестанты, прежде всего пятидесятники. Есть и другие — кришнаиты, свидетели Иеговы и проч. и проч. Но пятидесятники самые главные. Потому что растут и размножаются. И в эмиграцию не стремятся. Почему?
Лев Симкин объяснил это просто: «колбасная эмиграция» не приветствуется. Будет совсем плохо — и сотни тысяч трудолюбивых, непьющих, порядочных людей уедут из страны. А пока живут и поддерживают связь с «русскими» протестантами в США, которые в курсе всех случаев необоснованных преследований.
И раньше религиозная эмиграция из России была. Да еще какая! По мнению докладчика, можно говорить о двух больших волнах религиозной эмиграции: в конце XIX — начале XX веков, и в конце 1980-х — начале 1990-х годов, а также о двух неудавшихся попытках в конце 1920-х годов и на рубеже 1970 — 1980-х годов.
Лев Симкин немного рассказал о переселении духоборов в Канаду, отметив, что в их судьбе активное участие принимал Лев Толстой, а также его дочь Александра. Об отъезде общин Нового Израиля в Уругвай, об исходе молокан, отказавшихся брать в руки оружие. И попутно вспомнил замечательную цитату Николая Бердяева, утверждавшего: «Россия немыслима без этих людей, без них душа России лишилась бы самых характерных, существенных и ценных своих черт».
Большинство сектантов — Симкин применяет это слово не в негативном, а в историческом контексте — устремлялось в США. Они считали, что Бог зовет их именно туда, в землю обетованную. Особенно эти настроения усилились в период гонений на религию. С началом коллективизации попытки сектантов выехать из страны были жестко пресечены, что побудило папу Римского Пия XI объявить молитвенный крестовый поход против советской власти. В советской прессе много писалось об объявленном крестовом походе. Слово «молитвенном» опускалось.
Надо заметить, что свой рассказ выступающий основывал на архивных источниках, с которыми он познакомился в Толстовском фонде и в Библиотеке Конгресса США. Из протестантских историй самая, пожалуй, впечатляющая связана с «Сибирской семеркой». Люди в годах, возможно, помнят, как весной 1978 года члены пятидесятнических семей Ващенко и Чмыхаловых прорвались в американское посольство и прожили там пять лет взаперти, требуя выезда в Штаты. История эта почти забыта, и, только погрузившись в архивы, Симкин сумел подробно восстановить хронику событий. Наши власти вели себя ужасно, но и Ващенки не раз давали им на то повод, пренебрегая нормами тогдашнего правопорядка. Американцы выглядят несколько поприличнее, но и они делали все возможное, чтобы от визитеров избавиться, сказал он.
К слову, большинство приведенных во время семинара историй вошли в книгу Симкина «Американская мечта русского сектанта, или Церковь эмигрантов», только что увидевшую свет в издательстве «Зебра Е». Это сборник невыдуманных историй, написанных живым, не лишенным пластики языком. И он выгодно отличается, допустим, от нашумевшего в свое время «Хлыста» Александра Эткинда добротной фактурой, стыковкой литературы и истории, четкой фиксацией имеющих быть во время оно внутренних споров и внешних проблем. Автор не скрывает, что борцам за религиозную миграцию были присущи ригоризм и однобокий, черно-белый взгляд на действительность. Но это только лишний раз свидетельствует, что свобода нужна не только хомячкам. Более того, исходя из сказанного, можно утверждать, что порой свобода важнее любви.
Из других историй вспоминается рассказ о той части старообрядцев-некрасовцев, которые не поддались на уговоры переехать в СССР, а уехали из Турции в США, а также сюжет, где прописывается попытка пятидесятников встретиться с японским консулом («Разговор сантехников с японцем в городе Находка»).
Как признался в конце семинара его руководитель Алексей Малашенко, «книга читается на одном дыхании». И это правда.
Фотографии РИА Новости
На фото вверху: богослужение в молельном доме. Московская община пятидесятников.
На фото внизу: проповедник Василий Романюк проводит обряд крещения на Белом озере. Московская община пятидесятников.