Компромиссы
Компромиссы разные бывают. Меня вот расстроила даже не столько сама история с Чулпан Хаматовой, сколько реакция на нее многих идейных противников режима. Мол, спасая конкретных детей, она погубит еще больше, потому что поддерживает преступную систему.
Знаете, друзья мои, вот это всё – слова. Так же, как и слова, что я, мол, в подобной ситуации никогда так не поступлю. Никогда не отступлю, не струшу, не сдрей…фю? флю? Это почти всегда рассуждения людей, которым и не приходилось проявлять принципиальность, смелость, стоять до конца в экстремальной ситуации.
Я обожаю наши «эховские» голосования в эфире по вопросам про условных Александров Матросовых. А вы бы вышли на акции протеста, и пошли бы с голыми руками на ОМОН? Да! – говорят процентов 80 позвонивших. А может Удальцову прекратить голодовку и пожалеть здоровье? Нет! голодать до победного конца! – настаивают две трети опрошенных. Ну так иди сам-то на ОМОН с голыми руками! Голодай, как Удальцов! Что же вы не голодаете? Где же вы с голыми руками – почему ОМОН есть, а вас не видно?
Все это болтовня! А вот у Чулпан Хаматовой помимо актерской профессии есть дело всей ее жизни – Фонд, спасающий здоровье тысячам детей. На которых, кстати, эти критики и ста рублей не пожертвовали. И вот перед Чулпан возникает дилемма: либо она снимется в агитке за Путина, либо ее фонд не получит важной денежной помощи от государства. Слишком многое указывает на то, что именно такая альтернатива и была. И как поступить? Да, те, кто выкручивали ей руки – они окончательные мерзавцы и будут гореть в аду. Но ей что делать? Ради спасения в будущем абстрактных людей пожертвовать в настоящем жизнями вполне конкретных, которых она знает по именам и в лицо, которые страдают на ее глазах? Да тут и с кем-то похуже Путина в сделку вступишь, откровенно говоря. Тем более что Путин и правда помогал фонду Чулпан, и лично она от Вл.Вл., наверное, кроме хорошего иного и не видела. Но в доверенные лица все-таки не пошла, сказав, что мало в этом во всем разбирается.
Хаматова делает это не для себя. Не за деньги, не для того, чтобы получить государственные миллионы и тут же спереть их. Она ничего не выигрывает лично, кроме того, что ставит под удар свою репутацию в глазах приличных людей. Но осудить ее у меня язык не повернется. Как и доктора Рошаля, пошедшего и в Народный фронт и в доверенные лица. Таким людям это зачтется, а Бог простит их за этот компромисс.
Но, как я уже сказал, компромиссы разные бывают. И я даже не про тех, кто Путина не так чтобы и любит, на за 1000 рублей так уж и быть сходил на Поклонную. Я про тех, кто просто не стал связываться с начальством, не стал себе приключения на задницу искать, не хотел иметь проблемы – и пошел на митинг, отметился в какой-то бумажке, постоял немного и ушел. Вроде бы ничего плохого не сделал, не рвал на себе рубаху, даже денег не получил. Так было проще.
Вот в этом и есть разница между компромиссами. Можно пойти на сделку с совестью и с дьяволом одновременно – если в этом нет личной корысти, и если ты делаешь это ради других людей, чтобы им помочь, чтобы им было хорошо. А можно сделать все то же самое – но чтобы тебе не было плохо! Потому что так проще. Нет, я даже этих, других, не стану здесь поливать помоями – каждый решает сам для себя. Но и уважать мне их не за что.