О белорусской оппозиции, российской империи и Антоне Павловиче Чехове
Сегодня награда нашла героев. Белорусская милиция сняла с поезда, идущего на Москву, непримиримых союзников по оппозиционному лагерю – Сергея Калякина (лидера неокоммунистов), Анатолия Лебедько (правого либерала) и Александра Атрощенкова (координатора движения за евроинтеграцию Беларуси). Все трое направлялись в столицу России, чтобы оттуда уже лететь в Брюссель – на презентацию … программы поддержки модернизации суверенной Республики Беларусь.
Почему я на это обращаю внимание? Охота на оппозицию в Беларуси объявлена в связи с тем, что та якобы требует ввести санкции Запада против гордой и нежно нелюбимой родины. Но парадокс заключается в том, что на этот раз оппозиционеры стремились в Европу не затем, чтобы требовать введения санкций, а совсем даже наоборот – чтобы выступить экспертами в вопросах оказания Беларуси западной помощи. Странная, конечно, ситуация, но – бывает.
Всем троим инкриминировали статью 17 прим УК Республики Беларусь – мелкое хулиганство. Хулиганили, судя по всему, господа-товарищи в купе, куда и ворвалась доблестная милиция. Три брата по несчастью остались задержанными в Орше, и лишь цитата из «Трех сестер» Антона Павловича Чехова – «В Москву! В Москву!» -- должна была бы их утешить: все-таки не их одних туда не пустили. Сестер Прозоровых тоже.
В классических европейских империях XIX века колонии всегда чувствовали себя слегка вольготней, чем метрополии. В Российской империи – уж точно (если рассматривать ту ее часть, которая была европейской). И в Царстве Польском, и в Великом Княжестве Финляндском промышленность имела значительные льготы; были элементы самоуправления, о которых сама Россия и мечтать не могла. И сейчас, когда белорусская оппозиция – в том числе и автор этих строк – публично говорит о ползучем российском экономическом империализме, тщательно посягающем на экономический суверенитет маленькой, но очень гордой Беларуси, один вопрос остается не решенным: если Россия – империя, а Беларусь – колония, то почему в России уровень свобод (простите, братья-россияне!) все еще значительно выше, чем в Беларуси.
Ответ напрашивается сам собой.
Это не Россия колонизует Беларусь. Это Беларусь плавно, но последовательно колонизует Россию, используя ее, говоря словами классика марксизма, в качестве рынка сбыта и источника сырья. И оставляет России ровно столько гражданских и экономических свобод, чтобы они не мешали белорусским властям устанавливать подобие диктатуры.
Антон Павлович Чехов, простите за еще одну цитату, однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак учить. Россия учится у Беларуси – такова уж воля действующего российского руководства, а белорусское руководство, в свою очередь, радостно учит российских коллег, не задумываясь даже о возможных последствиях. Ибо ученик, превзошедший учителя, становится его соперником и может начать закручивать гайки.
Но это белорусская оппозиция читает Чехова. А белорусская власть Чехова не читает. Ей не до Чехова. Она оппозиционеров по поездам ловит. А поездов на Россию идет – мно-о-го!