В борьбе за экологию
Москва – город грязный, загазованный. Проблема экологии стоит остро. Ее надо решать… бла-бла-бла.
Департамент природопользования занимает несколько этажей в одном здании с моей работой. Уже который месяц там идет непрерывный ремонт. Люди улучшают условия труда. Снуют день и ночь с бумажками. Не сказать, что загазованность и грязность родной столицы как-то сильно уменьшились за время нашего соседства с природопользователями. Хотя конкретно их я обидеть не хочу, и ни в чем не подозреваю. Но на примере всего одного, причем довольно незначительного проекта, у меня не могут не возникнуть к ним обобщающие вопросы.
Есть такая программа в Москве – «Экополис». С февраля ее запустили на три года. Будут в городе развивать сеть электрических заправок соответственно для электромобилей. Участвуют город и МОЭСК, которая является оператором столичных электросетей. Первоначально на электромобили намереваются пересадить лесничих. Тех, кто следит за лесопарковой зоной. Чтобы перемещаться там и не чадить. Параллельно на обычных заправках, у торговых центров и в прочих публичных местах появятся точки зарядки. И уже есть первые общедоступные зарядные станции. В конце концов, в Москве уже есть сорок частных владельцев, купивших электромобили «Мицубиси».
Попутно подписан договор с частной компанией «Револьта». А «Револьта» эта уже запланировала не только в Москве, но и в Питере, Краснодаре, Калуге, Самаре построить аж 2000 обычных электрозаправок (медленных, с переменным током) и 100 суперзаправок («быстрых» с током высокого напряжения). Будут у нас и электрокары, и экологические такси, поставки скутеров на батарейках для молодежи.
План хороший, что и говорить. Правда, не очень это вяжется с нашей полной нефтяной зависимостью. Для нефтяных компаний альтернативная энергия – это прямой и - в будущем - опаснейший конкурент. Чем больше экологически чистых автомобилей – тем меньше грязных бензиновых и дизельных. А значит – ниже доходы нефтянки. А значит и доходы государства тоже.
Однако и на экологии, на благих планах тоже можно неплохо заработать. Ведь программа «Экополис» - государственная. И на сайте госзакупок каждый может увидеть, что для нужд программы закуплено 10 автомобилей «Мицубиси» i-MiEV и 20 финских зарядных станций переменного тока Ensto. Но по каким странным ценам!
Вообще-то «Мицубиси» i-MiEV автомобиль недешевый. Такую машинку - не очень вместительную, небыструю, неудобную, с очень ограниченным запасом хода при понятных сложностях с зарядкой, когда на огромный город всего несколько доступных электрических станций «заправки» током – продают за 1 миллион 800 тысяч рублей. За такие деньги можно купить что-то на два порядка более шикарное, престижное, быстрое, вместительное – хотя и на традиционном топливе. То есть вы просто переплачиваете за сложную экспериментальную эко-технологию.
Однако наш город идет еще дальше. Он покупает машинки «Мицубиси» i-MiEV не за 1 миллион 800 тысяч у дилера, а у компании «Револьта» за 2 миллиона 10 тысяч рублей, то есть непонятно зачем переплачивая 210 тысяч рублей. Говорят, это доплата за некое дополнительное оборудование. Но кроме шин ничего назвать не могут. Специалисты подсчитали, что этими шинами за такие деньги этот автомобиль можно обеспечить на 20 лет вперед. Короче, фуфло.
Зарядный терминал Ensto стоит в районе 200 тысяч. Но для экологической программы его закупают по 390 тыщ! То есть еще почти по 200 тысяч с каждой единицу оборудования! Итого, мы имеем экспериментальное оснащение лесничих и экологических инспекторов 10 автомобилями и 20 зарядными устройствами и разницу в 6 миллионов! Неплохо?
А там еще комплект монтажного оборудования для каждой машинки закупили за 155 тысяч рублей, силового кабеля на 47 тысяч к каждому. В общем один автомобиль «Мицубиси» i-MiEV с сопутствующими ему прибамбасами обойдется столице в 3 миллиона рублей. И это только первая партия из 10 машин. А машин будет много!
И мы можем вспомнить, как справедливо заметили коллеги из «Авторевю», как еще при Лужкове было инвестировано более 150 миллионов на закупку электрофургонов для нужд городского хозяйства и 20 миллионов на «проектно-изыскательские» работы. Работы провели, фургоны… Кстати где они? И где 170 миллионов?
Зато мы можем видеть в тех же лесопарках служебные гольф-кары, такие смешные автомобильчики, похожие на те, что развлекают нас на аттракционах и кроме педалей газа, тормоза и руля не имеют ничего. Они приобретены у трех разных фирм по цене в районе 800 тысяч рублей! За такие деньги можно купить очень и очень неплохой автомобиль классом уже выше «бюджетного».
Вот она экология и борьба за нее в действии. Так что несмотря на нефтяную иглу, альтернативные источники энергии и благие природоохранные программы тоже могут приносить неплохие дивиденды.