Потеря субординации как бесовское наваждение
Около 65 тыс. верующих приняли вчера участие в молении «в защиту веры» у храма Христа Спасителя, по версии столичного МВД. Корреспондент портала «Кредо» насчитал всего 15 тысяч. Я бы сказала, тысяч 20-30. Был заполнен весь тротуар перед храмом Христа Спасителя со стороны Волхонки и две трети проезжей части, народ стоял и за турникетами ближе к Гоголевскому бульвару, но не потому, что внутри турникетов не осталось места — просто некоторые хотели оставить себе свободу маневра. Когда я подошла к металлоискателям со стороны Знаменки около двух часов дня (молитвенное стояние было назначено на 14:00), никакой толпы на входе не оказалось — за исключением редких одиночек почти все уже дисциплинированно стояли возле храма.
Многие остались на молебен после литургии, которую отслужил патриарх Кирилл, возглавивший затем молитвенное стояние. Иногородние тоже, видно, приехали заранее. Примерно 2/3 публики составляли люди за 50 и до 20-ти. Ученики православных гимназий, кадетских корпусов, семинаристы, члены православных общественных движений, в основном молодежных — массово были представлены, например, «Георгиевцы» и Братство святого Белогорья, их флаги кучно высились над толпой. Приехали целые приходы во главе с батюшками из Подмосковья, Пензенской, Тульской, Нижегородской, Калужской и других епархий (по окончании молебна все дружно фотографировались на фоне храма). Среди москвичей было немало тех, кто пришел самостоятельно, некоторые семьями (но процент москвичей в общей толпе был явно невелик).
После литургии (до молебна оставалось еще часа два) народ развлекали транслировавшимися с мониторов выступлениями Никиты Михалкова, Натальи Нарочницкой, Павла Астахова, архимандрита Тихона (Шевкунова) и др., призывавших защитить «честное имя» РПЦ МП и ее патриарха. Но все, с кем мне удалось поговорить, явно не готовы были размениваться на частности (или не очень об этих частностях знали) — люди дружно твердили о необходимости защищать «веру» и «святыни» от «врага рода человеческого». И их позиция, если честно, кажется мне куда более трезвой, чем инвективы представителей патриархии в адрес «антицерковных сил», особенно если учесть, что силы эти сосредоточились в Великом Устюге и Невинномысске, где от рук каких-то безумцев пострадали иконы и поклонный крест. «Оскверненные святыни» к молебну доставили в Москву, установив перед храмом Христа Спасителя на специально сооруженном постаменте.
«Если мы не будем защищать наши святыни, то вообще скоро встанем на четвереньки. Это все для вразумления и просвещения народа нашего», — втолковывала мне пожилая женщина из Москвы. «Вот Страстной монастырь разрушили, — объясняла другая из Щёлково (на молебне были сторонники восстановления монастыря с большим транспарантом), — это же тоже поругание святынь». Гимназисты из Калуги (говорил мальчик лет тринадцати, девчонки, опустив глаза, хихикали) к идее молебна относятся «нормально»: надо дать отпор дьяволу, который часто воплощается в людях (намек наPussy Riot,возможно, но никакой конкретики вытянуть из ребят не удалось). Зато еще одна москвичка лет 60-ти прямо сказала, что «девчонки эти, может, по неведенью, по глупости свой поступок совершили, но за ними стоят бесовские силы». Ребята из Тулы радовались, что собралось столько людей на совместную молитву: помолиться всегда хорошо, а всем народом тем более. И только молодая семейная пара из Москвы с двумя девочками лет пяти и шести облекла свои чувства в идеологически правильные слова: «Возмущает эта вакханалия в прессе... и вообще... люди потеряли всякую... субординацию», — с возмущением сказала мать семейства.
В общем, пожелание патриарха Кирилл не устраивать митинга, поскольку «Церковь не проводит митингов», можно считать исполненным. Народ расходился с площади, тихонечко напевая «Христос воскресе из мертвых...» — празднование Пасхи продолжается. Из контекста выбился только один молодой человек, который стоял уже почти у самой Знаменки и раздавал проходящим листочек с отрывком из беседы Иоанна Златоуста «О том, как надлежит поступать с кощунниками». Листочек с некоторыми не вполне корректными сокращениями, но доносил до читателя наставление Иоанна: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди».
Насколько действенной окажется молитва «о стране нашей, о народе ее», покажет время. Но то, что церковь, не в силах справиться с вызовами современности, методично втягивает страну в архаику, научая паству объяснять жизненные коллизии или бесовским наваждением, или потерей субординации, молебен показал определенно. А те, кто с такими установками несогласен, судя по всему, на молебен просто не пришли — то есть не поддержали патриархию в ее, пожалуй, самом массовой на сегодняшний день акции.