Дети шпионов: российская реальность
Скандал вокруг публикации Wall Street Journal, в которой утверждается, что если не сами нелегалы, то, по крайней мере, их дети могли стать эффективными шпионами, со ссылкой на сына одной из пар нелегалов СВР, — отличное свидетельство того, каким диким анахронизмом была вся эта операция.
Старший сын Андрея Безрукова и Елены Вавиловой, известный под именем Тим Фоули, стал проблемой для американских властей с самого начала шпионского скандала — летом 2010 года ему было уже 20 лет, так что он успел подать документы в университет Джорджа Вашингтона (George Washington University). После шпионского обмена он известил руководство университета, что собирается продолжить там свое обучение несмотря ни на что. Спецслужбы США были поставлены в тупик: официально никто из детей российских шпионов ни в чем не обвинялся. В конце концов специальный агент ФБР в Бостоне Richard Des Lauriers заявил прессе, что Тим Фоули мог что-то знать о деятельности своих родителей, и двадцатилетнему парню так и не дали вернуться в США.
Сейчас, спустя два года после скандала, источники в правоохранительных органах США, ссылаясь на данные скрытого наблюдения, сообщили Wall Street Journal, что парень не только знал, чем заняты родители, но и, стоя, поклялся в верности «Матушке России». Таким образом, сделали вывод журналисты, агенты могли представлять намного более серьезную опасность национальной безопасности США, чем считалось два года назад, поскольку их дети росли на территории Соединенных Штатов и могли лучше интегрироваться в американскую жизнь и проникнуть (в будущем) в американские государственные структуры.
Два года назад было полное ощущение, что в США и России воспринимают эту шпионскую историю, исходя из двух разных логик: для американцев скандал стал свидетельством провала российской разведки, для русских — поводом для гордости: наконец-то СВР восстановила позиции, утерянные после окончания «холодной войны».
Два года назад я никак не мог объяснить американским коллегам-журналистам, чем здесь можно гордиться: за агентами СВР много лет следили, и им не удалось добыть ни одного стоящего секрета. Между тем, в России эту операцию сочли успешной уже только потому, что агенты смогли устроиться в США. При этом за границами этой логики оставалось то, что фактически нелегалы жили, ничего не делая. Я объяснял, что эта логика была унаследована Службой внешней разведки России (СВР) от своего предшественника — КГБ. Стоит помнить, что СВР — это единственная российская спецслужба, которая не подвергалась реформам даже в 90-е годы, ее просто выделили в отдельную спецслужбу. В результате все традиции КГБ были инкорпорированы в СВР без критического анализа их адекватности изменившимся обстоятельствам.
Самым большим анахронизмом этого наследия стала практика засылки нелегалов — идея маскировать российских граждан под иностранцев, живущих на Западе. Эта практика появилась в 40-е годы, чтобы заменить урожденных жителей Запада, разделявших идеи коммунизма и эффективно снабжавших ценной информацией разведку Коминтерна, а после роспуска Коминтерна — спецслужбы Сталина. Эта практика никогда не была слишком успешной — обученным агентам, замаскированным под жителей Запада, никогда не удавалось проникнуть на серьезные позиции в государственный аппарат из-за отсутствия социальных связей и бэкграунда. В конце концов, не имея сил отказаться от этого устаревшего и малоэффективного подхода, в разведке придумали таким шпионам еще одно применение — быть «спящими агентами», чтобы по сигналу ударить в тыл Западу, когда начнется «горячая» фаза «холодной войны».
Очевидно, что сегодня такие агенты совсем потеряли свою полезность — мало кто ждет появления русских танков под Вашингтоном. Однако поскольку СВР подотчетна не парламенту и обществу, а только Владимиру Путину, то было не слишком трудно убедить этого единственного клиента, да еще и воспитанного в тех же традициях, что засылать нелегалов в Америку — все равно, что обогнать команду США по количеству медалей на Олимпийских играх.
Спустя два года, судя по статье Wall Street Journal, в США наконец поняли и приняли российскую логику. Только исходя из такой логики, можно всерьез рассуждать о том, куда могли бы проникнуть дети российских шпионов, натурализовавшиеся в США, через пять-шесть лет, если бы их оставили учиться в американских университетах. Лучшего подарка чувству уязвленной гордости российской разведки нельзя и представить.
Между тем, на самом деле есть и простая, обычная человеческая логика, намного лучше объясняющая всю историю: когда парень узнал, что его родители получают зарплату только за то, что они находятся на территории США, а делать при этом ничего не нужно, он не смог устоять перед искушением.
Фотографии к материалу можно увидеть здесь - boston.com