Как тебе спится, судья?
Судья в России — это особый феномен. По идее любому нормальному человеку не может быть безразлично, что о нем думают окружающие. Есть такие, кто делает вид, что ему все равно и всеми силами старается показать свое безразличие, но на подсознательном уровне все равно волнуется.
И вот судья Данилкин выносит фантастические решения по делу Ходорковского и Лебедева. Имя Данилкина превращается в нарицательное, его на всех углах полощут и склоняют, он становится символом позора, бесчестия, презрения к профессии и долгу. Как такой человек себя чувствует? Как себя чувствует судья Боровкова, которая подобные поганые приговорчики вообще поставила на конвейер? Хорошо ли живется судье Сыровой, чье имя после процесса Pussy Riot будет знать весь мир?
Не может быть такого, чтобы всем им было наплевать на всеобщее презрение. На то, что уважаемые всеми люди, лучшие люди страны и даже планеты Земля бросают матерные междометия при упоминании имен и фамилий этих стряпчих. И ведь наверняка среди тех, кто этих судей предает анафеме, есть немало таких людей, которых эти судьи сами уважают. Читают их книги, слушают песни, любят их роли в кино и театре. Вот я, допустим, люблю книги Акунина, и если бы Григорий Шалвович написал где-то или сказал, что я мерзавец, у меня было бы погано на душе. Для простого человека всегда лестно, если его заметит человек известный, уделит ему внимание, упомянет. Но если этот известный человек не просто заметил и упомянул, а дал пинка — каково это?
И все равно судьи выносят свои приговоры. Я читал как-то очень любопытное интервью в «Большом городе» с бывшей судьей, которая тоже когда-то принимала вот такие же решения. Эта женщина рассказывает, что искренне верила, что делает все правильно, что она находится как бы на линии фронта, на рубеже борьбы со злом. Что ОМОН, полиция и прокурор — ее лучшие друзья, что обвиняемые — агенты врага, что адвокаты своими ходатайствами только время затягивают и суд запутывают, что нечего тут цацкаться и все здесь ясно. Потом эта женщина, что называется, прозрела. Но в той, прежней, жизни она действовала искренне.
Проблема, однако, в том, что действовала она не по закону. Ее вера в то, что «так надо», позволяла ей закрывать глаза на доказательства и не замечать подтасовок, вплоть до отсутствия состава или даже события преступления. Позволяла заранее прийти в душе к определенному решению и потом уже подгонять приговор под известный ответ.
Известные люди встали на защиту? Ну, что такого, писатели, музыканты и артисты — они ведь не правоведы. Они могут заблуждаться. Можно даже чувствовать некую миссию, противостоя такой массе народа, или, наоборот, чувствовать, что ты ровня всей этой толпе знаменитостей, которые просят тебя о снисхождении, чуть ли не зависят от тебя. Это некий кураж вызывает. Но как бы то ни было, а главным для судьи должен быть закон и следование его букве и духу. А ведь этого-то как раз и нет во всех этих липовых приговорах.
Хотя есть и еще одна сторона медальки. Когда судья просто выносит решение в соответствии с рекомендацией вышестоящей инстанции. И прекрасно понимает, что приговор он оглашает неправосудный, и великолепно осознает, за что его поносят. И тем не менее. Значит, для этих людей служение закону в высоком смысле тем более не является приоритетом! Для них главное — не разочаровать начальство.
Но тогда получается, что в нашей стране нету судей. Потому что судья — это человек, который тупо, уныло, бесстрастно следует закону. Если закон говорит, что человек совершил преступление — значит, он такого человека наказывает. И не важно, кто этот человек. Важно, что он совершил. А если человек невиновен, то не имеет значения, что думает и хочет начальство, приятен или противен лично судье данный гражданин. Он невиновен и не может быть наказан. Вот и всё. И вот именно этого у нас нет.
По убеждениям (точнее, по заблуждениям), по звонку, за деньги — у нас судят как угодно, только не по закону. Как вы спите, уважаемые судьи? Хорошо, наверное, крепко.