КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДолг памяти и право забвения

21 АВГУСТА 2012 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

patriarchia.ruЗавершившийся на днях визит патриарха Кирилла в Польшу, как это ни банально звучит, можно назвать историческим. И дело не только в том, что глава РПЦ МП впервые вступил на каноническую территорию католиков и был, в отличие от Украины, принят по полной программе, но и в твердом желании первоиерарха, подкрепленном подписанными документами, снять «трудные  вопросы» польско-российских отношений.

В ходе поездки патриарх встречался с президентом Польши и высокопоставленными чиновниками, общался с православными польскими иерархами и простыми верующими, посещал знаковые места вроде памятника католическому священнику Ежи Попелюшко, ставшему жертвой коммунистических репрессий. И все-таки наиболее значимым событием стало подписание в Королевском замке Варшавы совместного послания народам России и Польши. Подписи под обращением поставили патриарх Кирилл и председатель Епископской конференции Польши архиепископ Юзеф Михалик.

На первый взгляд, в послании нет ничего особенного: слова о диалоге и примирении, о необходимости ответа христиан на новые вызовы, о защите традиционных ценностей. Знакомые, в общем-то, вещи. Но если учесть историческое прошлое двух стран, они дорогого стоят.

XX век оставил полякам и русским немало взаимных обид. О Катыни, наверное, знают сегодня все. А вот, например, о гонениях на православных в 1938-м в Польше, когда было уничтожено около четырехсот храмов, немногие. И, что ни говорите, обидно современным паломникам из России видеть на месте варшавского кафедрального собора, расписанного лучшими мастерами Серебряного века, памятник Пилсудскому. А ведь подобные картины можно наблюдать и в других городах. Например, в Люблине.

Разумеется, обиды не ограничиваются прошлым столетием. И Россия, и Польша вырабатывали имперские идеологические системы, и одна с большим, другая с меньшим успехом их реализовывали. Обе страны претендовали на  гегемонию в Восточной Европе. Польское воинство бодро входило в Москву, а российское в Варшаву. И в некоторых головах это храброе шествие продолжается. Вспомним хотя бы футбольных фанатов на «Евро-2012».

Патриарх Кирилл не призывает все забыть, начать с белого листа. Наоборот, он говорит о необходимости помнить. Но не пытаться при этом использовать исторические факты для дальнейшего разжигания ненависти, вражды, отчуждения. «Произнося в адрес друг друга слово «прости», мы не забываем об истории, но надеемся, что оно породит новый климат», — говорит Святейший.

Сегодня и поляки, и русские столкнулись с глобальной нестабильностью и сменой старых парадигм. В поисках идентичности им никуда не деться от прошлого, с которым надо что-то делать. Российская империя и Советский Союз превратились в «места памяти» для обеих стран, а церковная история напоминает о христианских корнях Европы. Интересно, что новый импульс российско-польским отношениям задают две вселенские (то есть в каком-то смысле имперские) структуры, ведь иначе себя две Церкви не мыслят. 

Шаг на пути сближения православных и католиков был встречен в штыки фундаменталистами. В их среде вновь вспыхнули разговоры о еретике-патриархе и предательстве высшим церковным руководством интересов святого православия. Если учесть сильное влияние фундаменталистских СМИ внутри церковной ограды, популярности среди прихожан послание Кириллу не прибавило. К тому же, о ужас, его визит высоко оценил папа Римский. Однако Кирилл пошел на этот важный в духовном смысле жест.

В Польше патриарх много служил и говорил аккуратные речи. Нигде, к сожалению, не было сказано о возможности служения на родном для поляков языке. Насколько можно понять из сообщений, на богослужениях польская речь вообще не звучала. Польская православная церковь остается жить в рамках «цивилизационного подхода», за который ратует и патриарх Кирилл. А это значит, что верующие люди записываются в православие по происхождению. То есть, если ты выходец из Грузии, Сербии, России, тогда иди в православный храм и служи на церковнославянском. А если ты поляк, то... Впрочем, есть и среди поляков православные верующие, но на польском службы идут всего в нескольких приходах и православные священники как огня боятся обвинений в прозелетизме.

Во время визита патриарх Кирилл совершил одно не совсем понятное, если иметь в виду общий контекст вояжа, действо. А именно: поклонение мощам младенца-мученика Гавриила Белостокского. Того самого младенца, которого «жиды умучили и кровь выпили». Как прикажите это понимать? Приглашение патриарха полякам дружить против иудеев? Попытка загладить свою вину за экуменизм перед фундаменталистами? Или элементарная подстава со стороны митрополита Варшавского и всея Польши Саввы?  

История с младенцем, конечно, нуждается в обсуждении с иудеями. С теми самыми, с которыми РПЦ сидит в Межрелигиозном совете. И примерно в том же ключе, как православные с католиками в Польше побеседовали. А то как-то некрасиво получается: говорим о памяти, а сами антисемитские мифы поддерживаем. Некоторые страницы истории действительно можно перевернуть и забыть. У нас есть и на это право.

Фотография с сайта patriarchia.ru

Версия для печати
 



Материалы по теме

В СМИ //
Курс на сближение // БОРИС КОЛЫМАГИН
Встреча между рейсами // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
По наклонной // БОРИС КОЛЫМАГИН
Человек свободного действия // БОРИС КОЛЫМАГИН
Патриарх Кирилл. Миротворец под сомнением // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Иона, Бенедикт… Кирилл? // ПЕТР ПИМЕНОВ
Не верю, но рассчитываю // АНДРЕЙ ИГНАТЬЕВ
Трубная лихорадка // ИРИНА КОБРИНСКАЯ
Конец «безумной коалиции» // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН