Масла в огонь
Идея создания православных дружин витает в воздухе не один год. Ее озвучивал в нулевые Сергей Глазьев, пытаясь извлечь хоть какие-то дивиденды с Союза православных граждан, а не переметнувшийся еще в лагерь атеистов-государственников питерец Александр Невзоров только покачивал головой: мол, это ваши московские игры, и без стакана в них не разобраться.
Игры не просто московские, а фундаменталистские. Не случайно Всемирный русский народный собор, генетически связанный с православной праворадикальной тусовкой, выступил в поддержку создания патрулей, «охраняющих религиозные святыни от осквернения». По мнению участников ВРНС, в дружинах могли бы принять участие «российские граждане любой национальности и вероисповедания, поддерживающие охранительную инициативу православных верующих». Сразу возникает картина троицы: христианин, иудей и мусульманин прогуливаются с повязками на рукавах рядом с ХХС и беседуют на богословские темы. Новый, так сказать, извод знаменитого полотна Михаила Нестерова «Философы».
К инициативе создания полувоенизированных формирований органично подверстывается и намерение учредить монархическую партию, озвученное на днях главой СПГ Валентином Лебедевым. Партии, конечно, нехай появляются, хоть конституционно-монархические, хоть просто монархические. Главное, чтобы они действовали в рамках конституционного поля. Интересно другое. Православный активист настаивает на значимости патриарха как второй величины власти и вспоминает славные годы правления царя Алексея Михайловича. Действительно, богатое было событиями время. Только не стоит забывать ни о расколе, ни о печальном конце первосвятителя. Призраки константиновской эпохи, мечты о тесном союзе власти светской и духовной продолжают кружить головы значительной части православных пассионариев. И именно на эту часть делают ставку в своих политических играх церковные топ-менеджеры.
Не переставая выступать против постмодернизма и либералов, патриарх Кирилл предельно сузил поле для самостоятельных маневров. Кроме церковных консерваторов, с которыми долгие годы работает протоиерей Всеволод Чаплин, у него мало кто остался. Вот и приходится в предельно тесном пространстве совершать знаковые действа. И патрули, и монархическая партия — очередной пробный шар. И предназначен он не столько гражданскому обществу, сколько власти: не согласится ли та на более явный«симфонический тренд» или снова скажет «спасибо, не надо».
Вспомним, как недавно Московская патриархия чуть ли не в приказном порядке, под угрозой отлучения, запретила заштатному клирику Ивану Охлобыстину возглавлять высший совет партии «Правое дело» и тем показала Кремлю, что в вопросе использования религиозного ресурса в политике Чистый переулок нельзя уж совсем игнорировать.
Между Кремлем и Чистым продолжается незаметное постороннему глазу перетягивание каната. Не случайно патриарх Кирилл, аккурат накануне визита в Польшу, разразился пространной речью о сбалансированности отношений между Церковью и государством. Да и в ходе визита высказывался в том духе, что у нас с властью все вась-вась. Хочется первоиерарху сохранить status quo.
Получится ли?
Назначение вице-премьера Владислава Суркова на должность куратора религии свидетельствует о том, что Кремль собирается закручивать гайки. Может быть, прямого аналога приснопамятного Совета по делам религий в ближайшее время не появится, но политические и кадровые вопросы светская власть возьмет под строгий контроль. Не говорю уж о внешнеполитическом курсе: здесь все давно под пятой государства.
Последняя поездка Суркова в Калужскую область, на «каноническую территорию» митрополита Климента (Капалина), недавнего конкурента Кирилла на патриарший престол, показывает, что он быстро осваивается с ролью обер-прокурора. В ходе визита Сурков осмотрел место, где планируется установить памятник великому князю Московскому Ивану III и провел встречи с представителями духовенства. В частности, посетил мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Тихонову пустынь) и решил на месте целый ряд вопросов.
Пока светская власть ищет новые подходы к религии, заслуженные телекиллеры в лице Сергея Доренко продолжают мочить патриарха Кирилла, используя любой повод, чтобы посмеяться над верующими и продвинуть в массы «новый атеизм». Вот изрисовали неизвестные машину журналиста восьмиконечными крестами. Оказывается, это православный патруль виноват. Еще не появился на улицах и уже виноват.
Печальная история наверняка случится с этими дружинами, если они материализуются у храмов. Походят, попозируют. А случись что — не обопрешься. Вспомним, что похожие организации, типа «черной сотни», оказались совершенно бесполезными в критический момент Российской империи, рассеялись яко дым. И весь удар безбожников приняли на себя нормальные христианские общины.
В дружинники первыми записались люди, приближенные к владельцу агрохолдинга «Русское молоко» Василию Бойко-Великому. Тому самому, кто установил «православный халифат» на отдельно взятом предприятии, заставлял всех сотрудников венчаться и увольнял за аборты. Правоохранительные органы пытаются привлечь бизнесмена к ответственности «за мошенничество в особо крупных размерах». А он усиленно переводит стрелки: мол, страдаю за святое Православие и президента Владимира Путина. Опять во всем либералы виноваты!
И еще один поворот в разговоре о православных дружинах: ими легко манипулировать, легко втянуть во внутрицерковные (и не только) разборки. Вспоминается конфликт вокруг Преображенского братства свящ. Георгия Кочеткова. Настоятель Сретенского монастыря о. Тихон (Шевкунов) присылал для усиления противостояния между прихожанами и вновь назначенным священником-провокатором Дубовицким специальную группу поддержки. Эта группа, в которую входило немало храбрых молодцев, занималась самым настоящим хулиганством. Устраивала, например, параллельные богослужения с переосвящением Святых Даров. Как могут православные дружинники остановить такое? А вот подлить при необходимости масла в огонь — пожалуйста!
Фотография ЕЖ