Арабская весна докатилась до Палестинской автономии
Вот теперь дошло и до Палестины — арабская весна почему-то начинается к осени. В начале недели на Западном берегу прокатились демонстрации протеста, как уже повелось, дело не обошлось транспарантами, было все — перекрытие трасс, сжигание автомобильных покрышек, осада правительственных зданий и погони за полицейскими, безуспешно пытавшимися разогнать толпу.
Политика, как ни странно, тут ни при чем — черт с ней, с израильской оккупацией, по сравнению с ценами на помидоры и бензин. Самими ярыми диссидентами оказались водители такси. Они поперекрывали центральные перекрестки и настойчиво, ввиду возможных осложнений для транспорта, предлагали ссадить пассажиров бомбилам, попытавшимся воспользоваться ситуацией. А там и молодежь подоспела. И мелкие частники на площади вышли, да и вообще... Даже профсоюз учителей заявил о частичной забастовке. В среду к офису премьера автономии Салама Фаяда планировали придти студенты — нужны стипендии на высшее образование.
Внешне все выглядело началом новой интифады. На этот раз против администрации автономии. Тысячи людей на площадях, забрасывание ботинками и сжигание портретов премьера — такого Палестина еще не видела. А тут еще и госслужащие зароптали — автономия опять задержала зарплату. И поскольку администрация автономии является самым крупным работодателем на Западном берегу, то забастовку госслужащих она просто не переживет. Для справки: около сорока человек из каждой тысячи получают зарплату от администрации. Госслужащих временно усмирили обещанием выплатить в сентябре половину августовской зарплаты. За неимением лучшего тоже неплохо.
При чем здесь помидоры? При том, что средная зарплата в частном секторе на Западном берегу около 15 долларов в день, а в государственном — уже около 22. Килограмм же томатов тянет доллара на три. Бензин — две у.е. за литр.
Реальный рост валового внутреннего продукта за 2011 год составил 5,8 процентов — очень даже приличный показатель. При этом рынок труда охватывает менее 40% мужского населения и чуть более 20% женского. Если добавить сюда уровень безработицы — около 20% среди обладателей высшего образования и в общем более 28% среди молодежи (20-24 года), — то понятно, что жизнь на Западном берегу далеко не сахар. То есть, с одной стороны, достаточно быстрые темпы развития, которые позволили МВФ заявить, что палестинская экономика стабильна, а потому автономия готова к государственности, а с другой — финансовый кризис, неспособность платить зарплаты в госсекторе и задолженности кредиторам.
Цифры — штука скучная до невозмозможности, тем не менее, необходимо привести еще несколько показателей. Палестинская администрация тратит на различные нужны более трех миллиардов долларов в год, собственные доходы составляют около двух миллиардов — разница должна покрываться международной помощью. Однако дефицит этой самой международной помощи переваливает ежегодно за пятьсот миллионов, местные частные банки больше не в состоянии выдавать администрации кредиты — и так уже спонсировали правительство на 90 с лишним процентов своей кредитоспособности.
Получается пирамида в которой увязает палестинское правительство: банковские кредиты (вместе с международной помощью и налоговыми возвратами из Израиля) идут на выплаты зарплат и задолженностей по различным проектам, но поскольку зарплаты выплачиваются нерегулярно, то госслужащие вынуждены брать ссуды в банках, которые возвращают из зарплат, выплачиваемых администрацией из взятых в тех же банках кредитов. Ежемесячно налоговые сборы, перечисляемые Израилем автономии, составляют около 100 миллионов долларов — и почти вся эта сумма тоже вбухивается в зарплаты в госсекторе. Подоходный налог администрация автономии собирает лишь с 40% работников — остальные так или иначе уклоняются от выплаты. Соответственно релевантная статья в госбюджете все «худеет и худеет».
Финансовый кризис в автономии легко может привести к тому, чем палестинцы угрожали год назад Израилю, если их не признают государством, — коллапсу административной системы и роспуску автономии. Не то чтобы финансовых проблем не было и раньше — сейчас они просто намного острее. Салам Фаяд, премьер автономии, уже открыто умоляет арабских братьев перевести в рамках финансовой помощи обещанные деньги, но тем не до того, своих проблем хватает. Пока, в качестве превентивной меры, и так уже мертвой экономике сделали очередное кровопускание — администрация автономии понизила НДС и пообещала, что цены на бензин останутся на уровне августовских. Из каких избытков будут покрывать недобор — неизвестно. Но, по крайней мере, хоть народ чуть успокоили, заявив, что уважают свободу слова и протеста — протестуйте, граждане, только вот на полицию не нападайте и мэрии не громите.
Палестинцы утверждают, что для выхода из кризиса необходимо пересмотреть условия Парижского экономического договора с Израилем, согласно которым обе стороны составляют единую таможенную систему, что, в свою очередь, означает одинаковый уровень пошлин на импорт и экспорт. Этот же договор определяет шекель как палестинскую ходовую валюту и позволяет палестинцам закупать электричество и горючее исключительно у Израиля. Теоретически, если договор будет пересмотрен, палестинцы смогут снизить пошлины на импорт и закупать горючее и электричество по более дешевой цене, например, у Иордании, что приведет к снижению цен. Но тогда снизятся и налоговые сборы с международной торговли в палестинский бюджет. С Израилем же у палестинцев и сейчас беспошлинная торговля, и поставляют они в Израиль свыше 90 процентов от общего национального экспорта. Общей инфраструктуры электричества с Иорданией у Палестинской автономии нет — и при всем желании Иордания не в состоянии его поставлять. Отмена пошлин на импорт приведет к попыткам контрабанды товаров в Израиль, где цены все же намного выше внутрипалестинских, а оттуда уже рукой подать до массы проблем.
И все же нынешний кризис в автономии Израиль не беспокоить не может — развал администрации приведет к срочной необходимости брать под полный контроль палестинские города. А этого в Иерусалиме очень не хотят. В прошлом году Израиль пытался пролоббировать в МВФ внеплановый заем палестинцам на сумму в миллиард долларов. МВФ пожал плечами и отказался... Сейчас голова болит у всех: и у палестинцев, и у израильтян — в израильском центральном военном округе судорожно считают, как надолго у палестинской администрации хватит денег. Потому что, как только деньги закончатся окончательно, начнутся массовые народные волнения — сначала против палестинской администрации и президента, потом выхлестнется наружу.
Самое интересное, что в сложившейся ситуации ни одно правительство быстро выхода из кризиса не найдет. А в секторе Газа тем временем ХАМАС счастливо потирает руки — ждет провала заклятых партнеров по национальному единству и снижает в рамках пропагандистской кампании цену на контрабандный египетский бензин, который и так вдвое дешевле того, что продается на Западном берегу.
Тель-Авив