КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеИтоги недели. Другая повестка

14 СЕНТЯБРЯ 2012 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ЕЖ
На первый взгляд неделя была как неделя. Ничем не отличающаяся в череде прочих, знаменующих путинскую реакцию на прочно поселившийся в его голове призрак «цветной революции». Боевые действия велись, как водится, на два фронта, как с врагом внешним, так и с супостатом внутренним.

На внутреннем фронте в сражение вступили так и не успокоившиеся за лето думцы. Уже в первый день работы они за пять минут определили, какие штрафы обрушатся на общественные организации, не причислившие себя к вражеским агентам. Мало сомнений в том, что сегодня они лишат мандата отступника Геннадия Гудкова. В преддверии «Марша миллионов» несколько десятков следователей, включая «важняков», упорно шили дела тем, кого называют «участниками массовых беспорядков 6 мая». Ксении Собчак в очередной раз отказались вернуть захваченные при обыске деньги под невиданным юриспруденции предлогом. «Мы не можем их отдать, потому что мы не уверены, что эти деньги не будут использоваться для финансирования массовых беспорядков», — заявил следователь, который, наверное, Оруэлла не читал, но в «полиции мысли» уже служит. Пропагандон Мамонтов в обществе ряженых казаков, вышедших в тираж певичек, уже не способных зарабатывать в Playboy, и прочих защитников православной веры брызгал пеной сквозь телеэкран, доказывая, что Pussy Riot выполняли заказ Березовского и прочей мировой закулисы.

Не прекращалось и противостояние внешней угрозе. Владимир Путин посчитал нужным в очередной раз вернуться к словам республиканского кандидата в президенты США Митта Ромни о том, что Россия является «геополитическим противником номер один». Не без издевки Путин похвалил Ромни: «То, что господин Ромни считает нас врагом номер один, видимо, относится плохо — это минус, но то, что он так говорит прямо, откровенно и ясно — это говорит о том, что он человек прямой и откровенный — это плюс... И вообще я ему очень благодарен за то, что он так ясно и свободно формулирует свою позицию». Из чего следует, что к России «относятся плохо» все западные политики, просто Ромни говорит о своей неприязни прямо без лицемерия, за что Путин ему и благодарен. А то эти лицемеры из Евросоюза мягко стелют, только и мечтаем, мол, развивать сотрудничество, а сами антимонопольное расследование против нашего всего, нашего драгоценного Газпрома удумали. Но руки коротки, уже изготовлен президентский указ, который запрещает компаниям, входящим в перечень «стратегических предприятий», предоставлять какую-либо информацию или изменять условия контрактов «в случае предъявления к ним требований со стороны органов иностранных государств…». Чем, говорят эксперты, продемонстрировал полную зависимость этих корпораций от государства. Поди докажи потом, что их продукция не субсидируется…

Итак, все вроде как обычно: российская власть в осажденной крепости воюет против супостатов. Однако вдруг появилось ощущение, что за летние месяцы странным образом изменилась повестка дня. Казалось бы, диспозиция очевидна: Путин с его присными отказался от попыток обаять «рассерженных горожан», теперь стоит задача просто запугать. Но именно сейчас, похоже, выясняется: они изо всех сил пугают, а страшно как-то не очень. Реакционный потенциал не столь уж велик.

Ну,  вот напринимала Дума драконовских законов, грозит еще принять. Тут и уголовное наказание за богохульство, и запрет чиновникам на обладание заграничными активами, а также запрет семейственности в выборных органах, борьба с «клеветой» в Интернете, налоговые проверки блогеров и так далее… И вдруг не кто-нибудь, а сам спикер начинает вести речи в стиле «охолоните, ребята»: «Неуместна для законодателя и избыточная подозрительность в отношении отдельных категорий граждан — когда предлагается, что называется, «на всякий случай» ограничить их права… Нельзя забывать и о том, какой моральный ущерб наносится при этом обществу. Заранее подозревая государственных служащих, предпринимателей и другие категории граждан в будущих злоупотреблениях — в обществе нагнетается дополнительная напряженность и, по сути, сеется социальная рознь. Вот почему прошу вас быть крайне осмотрительными и не переступать в своих заявлениях опасную грань».

Встрял и премьер Медведев, о существовании которого уже начали забывать. По его мнению, нужно «способствовать тому, чтобы чиновники открывали себя, а не прятали. Насколько я понимаю, та модель, которая находится сегодня в Госдуме, довольно лукавая».

И это при том, что сам главный начальник страны буквально на днях одобрил запрет на обладание как депутатами, так и чиновниками собственностью и денежными счетами за границей. По данным «Ведомостей», во фракции «Единой России» нарастают серьезные противоречия. Старая номенклатура партии жуликов и воров, уже нахапавшая, вовсе не горит желанием отказаться от недвижимости и счетов за границей. А хунвейбины из Общероссийского народного фронта желают хапать сами. Печать сообщает, что в регионах уже вовсю идет размежевание между «Единой Россией» и ОНФ. Так естественным, а не искусственным образом возникают две партии, выражающие противоположные цели разных элитных групп. И драка между ними может быть вполне всерьез. Здесь, как говаривал Глеб Жеглов, у них «любовь с интересом». Нарастающий внутренний конфликт, конечно, ослабляет возможности по закручиванию гаек.

Очередная телемамонтятина уж точно получилась какой-то вялой, изготовленной спустя рукава. Даже намека нет хоть на малейшие доказательства. Некий американский «аналитик», которому некий музыкальный продюсер сказал, что рекламное агентство, близкое к Березовскому… ну, куда это к черту годится! Почему приличных клоунов не наняли? А уж то, что главный «свидетель обвинения» оказался убийцей собственных родителей, признан судом невменяемым, говорит о полном профессиональном падении госпропагандистов. Или в группе Мамонтова есть засланные представители оппозиции?

Очевидным образом, другая повестка дня появилась и у оппозиции. В полном соответствии с рекомендациями критиков она занялась самоорганизацией. Здесь самая важная история — предстоящие выборы в Координационный комитет российской оппозиции. Дело даже не в самих выборах, хотя они решают задачу легитимации организаторов протестных акций. Регистрация избирателей позволяет реально выяснить, какое количество россиян ассоциирует себя с оппозицией. Честные, траспарентные выборы в России — дело новое. Этим объясняются возникшие трудности в регистрации потенциальных избирателей. Но можно констатировать, что дело это перспективное.

Итак, у каждой из противостоящих политических сил появилась новая повестка дня. В путинской элите — передел награбленного. В оппозиции — стремление к самоорганизации. Классика: верхи не могут, низы не хотят жить по-старому. И организация, способная возглавить протест, может появиться.

 

Версия для печати