Свобода приходит с наганом…
Ну, пиндосы, за что боролись – на то и напоролись. Такова квинтэссенция большинства комментариев, появившихся в российских СМИ по поводу очередной волны антиамериканских манифестаций, которая захлестнула Большой Ближний Восток. Она последовала за появлением в Интернете рекламных роликов фильма «Невинность мусульман», который, как считают радикальные последователи ислама, оскорбил пророка Мухаммеда. Американские посольства штурмуют в Египте, Тунисе, Ливане, Судане, еще добром десятке государств. В ливийском Бенгази все кончилось убийством посла США.
Отечественные государственники откровенно злорадствуют. Они считают истиной путинскую версию, что вся «арабская весна», приведшая к свержению нескольких авторитарных режимов, стала результатом заговора западных спецслужб. И вот теперь получается, что злокозненное ЦРУ в очередной раз жестоко просчиталось: те, кого оно, коварное, поддерживало, стали громить американские посольства. Авторы не утруждают себя объяснением очевидного противоречия: если у западных спецслужб хватает ресурсов на то, чтобы поднять восстания, то почему они раз за разом не могут просчитать их последствия. Максимальную веру во всемогущество ЦРУ продемонстрировал Максим Шевченко, который поведал: убийство американского посла спланировано Белым домом, дабы поднять шансы Барака Обамы на избрание. Соображения вроде тех, что, в отличие от России, американские чиновники в ЦРУ, Пентагоне и госдепе вовсе не готовы совершать государственные преступления по приказу главного начальника, в расчет не принимаются. Равно как и то очевидное обстоятельство, что новая антиамериканская волна превратила Обаму отнюдь не в триумфатора, а в мишень для республиканцев, которые обвиняют его в нерешительности и слабости. К реальности все эти экзерсисы кремлевской пропаганды отношения не имеют никакого.
Реальность, как водится, куда сложнее, чем ее интерпретация на российском телевидении. В антиамериканских волнениях, охвативших гигантские территории от Туниса до Афганистана, а также Индию и Индонезию, проявляется одно из главных противоречий глобализации: многие миллионы мусульман оказались на обочине мирового развития. С одной стороны, они совершенно неадекватно воспринимают окружающий мир, уверенные, что коварный Запад только тем и озабочен, как нанести оскорбление исламу. На самом деле, происходящее – очевидное проявление комплекса неполноценности мусульман. Благодаря информационным технологиям – телевидению и Интернету – эти самые миллионы могут ежедневно наблюдать, как жители других государств ведут совершенно иную жизнь, богатую и свободную. Им кажется, что коварные западники украли у них возможность жить так же. Более того, такие же эмоции испытывают и те жители исламских стран, кому посчастливилось переселиться в Европу.
Итак, сотни миллионов людей, отрицающих западную цивилизацию, настаивают на своем «праве» пользоваться ее плодами. Впервые эта проблема, наверное, важнейшая на сегодняшний день в мире, встала после 11 сентября 2001-го, после уничтожения башен-близнецов в Нью-Йорке. Чудовищный теракт, унесший жизни нескольких тысяч людей, вызвал ликование на «арабской улице», и это стало шоком для Вашингтона. Ответ Джорджу Бушу предложили неоконсерваторы из его администрации («бушевики» – так с иронией называл их мой знакомый, видный чиновник администрации США, который предпочел уйти в то время в отставку, чтобы не участвовать в дальнейших событиях). Они рекомендовали захватить Ирак, который вполне по-марксистски считали слабым звеном Ближнего Востока. Идея заключалась в том, чтобы превратить Ирак в витрину свободного мира, и затем перестроить по его образу и подобию другие государства. Последствия этих вполне большевистских действий до сих расхлебывает Барак Обама. Ситуация еще больше усложнилась после того как по Большому Ближнему Востоку прокатилась «арабская весна». Понятно, что авторитарные лидеры вроде Мубарака или Каддафи были куда удобнее Вашингтону, чем «арабская улица». Их можно было купить, с ними можно было договориться. В отличие от толп рассерженных мусульман, жертв и преступников в одно и то же время. Увы, свобода приходит не только нагая, но и с наганом. Однако никто из американских президентов не рискнет противодействовать очевидному стремлению народов к свободе, даже если это в скором времени будет означать серьезную угрозу.
Более-менее понятно, что силовым военным образом проблему решить не удалось (на ум приходят «войны за просвещение» Салтыкова-Щедрина). И вообще, не очень понятно, как ее решать. Однако то, что эта проблема существует для США и Запада в целом, вовсе не означает, что Россия получит хоть какие-то преимущества. Пройдет год-полтора, и по мере вывода войск международной коалиции американские проблемы станут нашими. Ответа на эти вызовы у России нет. Остается надеяться, что г-да Шевченко и Леонтьев прикроют где-то в районе Оренбурга нашу границу грудью – именно там, как я предполагаю, России предстоит столкнуться с десятками тысяч людей, которые посчитают себя оскорбленными тем, что наша страна почему-то не желает их кормить. Точно так же, как сейчас жителей Большого Ближнего Востока возмущает, что их не желает кормить Запад. Впрочем, нет никаких сомнений, что и тогда г-да Леонтьев с Шевченко бодро расскажут, что и это результат заговора проклятого ЦРУ…