Две фигни и одна проблема
Верующий в Христа г-н Голубев решил ответить мне, атеисту.
Почему-то он сделал это от имени всех христиан.
Я заинтересовался этим феноменом и обзвонил некоторое число своих добрых православных друзей, спросив: что за фигня такая? И друзья подтвердили два раза: фигня.
Первая фигня состоит в том, что никто из них не давал г-ну Голубеву доверенности на трактовку Евангелия от их имени (и я подозреваю, что остальные два миллиарда христиан не давали ему доверенности тоже), — в связи с чем я предлагаю г-ну Голубеву временно притормозить с православной эссеистикой и сосредоточиться на упражнениях по концентрации внимания. Чтобы впредь не путать себя с человечеством, а то неловко.
Вторая фигня состоит в том, что предпочтение Бога собственным родителям, приписанное г-ном Голубевым всем христианам, есть (по мнению моих собеседников, людей чрезвычайно образованных в этом вопросе) некорректная и грубо вырванная из контекста трактовка одного фрагмента Евангелия от Матфея, не имеющая ничего общего с духом Святого Писания. В этом и проблема: за две тысячи лет под крестом собирались и продолжают собираться люди довольно разнообразных представлений об этике, и все цитируют и трактуют, и в зависимости от трактующего лицо Христа может мутировать до совершенно людоедских кондиций.
На прошлом витке мы все это проходили на примере Владимира Ильича, не так ли? То Лигачев его процитирует, то Коротич — и то ли расстрелять надо Горбачева, то ли орденом Ленина наградить, хрен его знает!
С Христом ситуация для нас новая, но, разумеется, гораздо более запущенная по причинам хронологического характера, и диапазончик тут побольше — от Торквемады до матери Терезы. «Ваш ваучер — ваш выбор».
Это — проблема. А тяжелой она становится в связи с обстоятельством непреодолимой силы, а именно: чем образованнее человек, тем он естественным образом скромнее (см. «платоновские круги»). Поэтому десятки образованных христиан читают книги и думают мысли, а христианин Голубев в это время пишет — от их имени! — самозабвенную ересь и публикует ее потом огромным тиражом.
Причем простоватый Голубев — это еще льготный вариант: есть ведь и совсем простые христиане! Эти берут хоругвь и идут громить выставки, бить в лицо людей… От всей богом данной мракобесной силушки — и именем Христа, разумеется.
Как сказано в старом эстонском анекдоте, меньше не имело смысла…