Первые уроки, или Как нам спасти идею электронной демократии
Впервые в нашей истории не регулируемые, совершенно добровольные, реально демократические выборы — состоялись. Наиболее активная часть гражданского общества нашей страны приобрела уникальный опыт прямой электронной демократии. Это выборы принципиально нового типа. Здесь нельзя убежать от наблюдателей, прижав к груди стопу бюллетеней, проголосовать дважды, вбросить заранее заполненные бланки, здесь не удастся организовать карусель. Каждый избиратель сфотографирован, верифицирован. Вот — его голос. Хочешь проверить — проверяй. Симптоматично, что метод электронной демократии впервые применен именно оппозицией. Сегодня правда нужна только ей. Власть сделала все, чтобы дискредитировать саму идею выборов. Ее вполне устраивают 25% явки и запрограммированные результаты.
Оппозицией сделан первый шаг по формированию мощного предвыборного блока, которому будет по силам мирным путем поменять власть и вернуть Россию на путь, достойный развитых демократических стран. В этом смысле главный итог — это не вновь избранные лидеры, а 97 727 верифицированных избирателей и еще 72 000 зарегистрированных без верификации. Прежде всего, они и есть оппозиция, именно эти люди заполняли площади, напугали власть и сделали оппозицию фактом российской политической жизни.
Разделение на этих первых модельных выборах на три курии — левых, либералов и националистов — было, на мой взгляд, оправданным. За этих, четко политически окрашенных кандидатов, проголосовало от 67 до 70 тысяч избирателей, баланс примерно равный. Можно предположить, что такая расстановка вполне возможна в следующем парламенте.
Отсюда первое противоречие
Настаиваю, что Координационный совет российской оппозиции — безусловно политический орган. Но именно политическую составляющую будет представлять только 15 человек. Остальной состав — в основном медийные персоны. Это было соревнованием узнаваемости.
Спору нет, люди долгие годы накапливали свой ресурс, популярность их оправданна. Но ведь это же не кастинг на «Последнего героя застеколья». Это — собрание, которое должно будет продуцировать содержательный материал для диалога с властью. А у нас, как раз, содержательной дискуссии по смыслам и программам организовано не было. Поэтому великолепный мыслитель и политолог Андрей Пионтковский, к примеру, набрал почти вдвое меньше голосов, нежели хороший и веселый человек мой земляк Михаил Шац.
Противоречие второе
С самого начала Оргкомитету было предложено создать площадку, на которой можно было бы НА РАВНЫХ участвовать в содержательной политической дискуссии. Этого сделано не было. Оппозиционному движению, совершенно очевидно, нужны новые идеи, смыслы, для этого выборы должны были стать соревнованием программ оппозиции, что означало бы появление новых лидеров, предложивших лучшие. В отсутствие такой площадки результаты и выглядят так странно. Отсюда много нареканий, особенно от региональных кандидатов, в том что медийный ресурс на этих выборах сильно походил на административный.
Третье противоречие
Итоговая картина искажается еще и тем обстоятельством, что в Москве проживает около 9% избирателей, а в Координационном совете москвичи составляют 90%. Региональных активистов недопустимо мало. Этим пороком обязательно воспользуются наши критики и злопыхатели.
В связи с этим, признавая итоги выборов, вношу ряд предложений, на которых буду настаивать:
- Без российских регионов невозможно получить поддержку большинства на выборах. Ни в коем случае нельзя после выборов допустить ощущение апатии и безысходности, снижения мобилизационной активности наших региональных соратников.
- Считать 45 избранных членов Координационного совета исполкомом — верхней палатой. И если мы дорожим теми людьми, которые баллотировались в Координационный совет, сформировать из них нижнюю палату, определив самый минимальный барьер прохождения, например в 3%. Тогда мы оставим в нижней палате — консультационном органе — большинство региональных активистов. Они нам будут абсолютно необходимы в формировании органов альтернативной системы власти: комитетов и региональных форумов Свободной России.
- Демократия — это процедура. Все стратегические и важные тактические решения Координационного совета необходимо проводить через референдум среди верифицированных избирателей. Это будет увеличивать число желающих зарегистрироваться и быть вовлеченными в процесс, позволит контролировать действия Координационного совета.
- Необходимо сохранить созданный механизм для голосования, развивать и совершенствовать его.
- До следующего единого дня голосования осталось чуть меньше 11 месяцев, нам необходимо немедленно начать формулировать тактику и форму участия в выборах всех уровней власти. Для чего незамедлительно начать подбор и подготовку кандидатов одобренных референдумом, оказывать им помощь и поддержку всей мощью обеих палат Координационного совета и избирателей.
- Нельзя победить только на отрицательной повестке. Нам необходимо предъявить свой позитивный проект национально-государственного будущего. Такой проект существует. Есть пошаговый план и дорожная карта его реализации. Предлагаю обсудить его на ближайшем референдуме.
- И наконец, выборы в Координационный совет должны не пересорить нас, а, напротив, стать мощным импульсом к объединению оппозиционных сил, для того чтобы мирным, демократическим путем поменять не только нынешних вождей, но и саму архаичную, неэффективную систему российской власти.
В этом наша историческая ответственность.
Фотография ЕЖ