Сталин остается с нами
Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев поругал Сталина за войну с собственным народом, назвав это тягчайшим преступлением. Позиция Путина, высказанная еще в 2009 году, менее однозначная: было хорошее, было плохое. Но и он осудил чрезмерные жестокости сталинского режима.
Однако, несмотря на критику Сталина, главное «наследие» «отца народов» — страх, проникающий в каждого, к какой бы социальной группе он ни относился, какую бы должность ни занимал, страх, сковывающий волю нации, страх, помогающий по-средневековому держать народ в подчинении, опять насаждается по всей стране. Путин не одобряет жестокости сталинизма, но карательные органы следят за тысячами инакомыслящих, разгоняют мероприятия, всячески закручивают гайки, и где гарантия, что скоро они не станут пытать за обычную критику президента и давать длительные сроки за любое несогласие с единственно правильной линией? Будет команда — станут. Можно не сомневаться.
Но самое страшное в другом. Советский режим с начала и до конца своего существования поощрял в людях всё самое мерзкое, антигуманное. Шел отрицательный отбор народа. Постоянно подавляли, преследовали, а с 20-х по 50-е годы и уничтожали тех, у кого было собственное мнение, независимая позиция, кто умел делать выводы, нести ответственность за себя, кто имел чувство самоуважения.
Расцветало подхалимство, лицемерие, доносительство. Особенно последнее. Причем что интересно: в странах Западной Европы и Северной Америки доносительство широко развито. Но там сообщают власти о том, что сосед живет не по средствам, или про то, что водитель грубо нарушил правила дорожного движения. А у нас доносили о неправильных взглядах, о «преступных» высказываниях, об антисоветских настроениях. И этого было достаточно, чтобы человека посадили на долгие годы или расстреляли, а семью выслали в Сибирь.
Да, советская власть делала ставку на самое низменное в людях, особенно это проявлялось в годы правления Сталина. Именно в этот период шел наиболее активный негативный отбор. Стоит вспомнить многочисленные собрания и митинги с требованиями смерти каким-то руководителям, всесоюзным или местным. И то, сколь кровожадными были, как правило, их участники — работники предприятий, служащие учреждений. И то, с каким ожесточением вынуждали они тех, кто работал или учился вместе с ними, публично отрекаться от близких людей, в одночасье ставших «врагами народа». И то, как многие даже без такого вынуждения отрекались от отцов, жен, братьев, детей. Стоит вспомнить массу лжедоносчиков, посылавших на смерть ни в чем не повинных соседей, дабы отнять у них жилплощадь, а также коллег, которым завидовали или на чье место рассчитывали. Наконец, именно в эти годы были особенно востребованы садисты-следователи в НКВД, жестокие вертухаи в лагерях. И недостатка в них не ощущалось.
Отрицательный отбор в среде нынешней элиты отмечен не единожды. Те люди, которые занимают чиновные должности, приучены исполнять указания сверху не рассуждая. Они исполняют их даже в тех случаях, когда указания нарушают закон. Ибо высокие указания для них важнее Закона. Круговая порука — способ их существования. И что любопытно: среди них уйма прежних функционеров, прошедших школу райкомов-обкомов КПСС и комсомола (последних сейчас куда больше на высоких должностях — возраст подошел).
Но этот набор в отечественную «элиту» особых людей с невероятно гибкими позвоночниками идет давно, с конца девяностых и даже раньше. А сейчас начался негативный отбор в масштабах всего населения. Многие уже смогли показать себя: потребовали самого жесткого наказания для девчонок из Pussy Riot, а потом одобрили вынесенный судебный приговор. Причем сделали это публично. Ярко отметились отдельные деятели шоу-бизнеса. И некоторые писатели.
Тридцатые годы на самом деле возвращаются, о чем пишут многие. Правда, еще не достигнуты былые жестокость и объем репрессий. Но укореняются настроения, которые бытовали тогда. Градус непримиримости в обществе растет. Уже один священнослужитель называет несогласных «врагами народа», а представитель думской партии предлагает расстрелять членов недавно избранного Координационного совета оппозиции. Уже инициатор ужесточения закона о митингах и шествиях в истерике демонстративно топчет на думской трибуне белую ленточку. То ли еще будет?
Так что Сталин остается с нами. Потому что ситуацию в стране определяют не редкие критические высказывания президента и премьера в адрес «отца народов», а реальные дела: принятые спешно антидемократические законы, действия спецслужб и полиции, выходящие за рамки даже этих законов, защищающие не Конституцию, а только нынешнюю власть.
Однако важно понимать, что нынешняя победа Сталина — это проигрыш России. Потому что в подобной ситуации невозможно рассчитывать на успешное экономическое развитие, на диверсификацию отечественной экономики. Ибо воспитание послушных, не приученных рассуждать, во всём рассчитывающих на государство людей может принести успех в экономике исключительно в сочетании с тоталитарным режимом и на этапе индустриализации. Потому что постиндустриальная экономика держится на инновациях, на прочном фундаменте научных исследований. В XXI веке подневольный труд наших ученых и конструкторов, вновь засунутых в шарашки, не угонится за трудом ученых и конструкторов, работающих в условиях постиндустриального и по-настоящему демократического общества, движимых не страхом, а научным азартом. Ибо давно уже установлено, что нет ничего менее эффективного, чем рабский труд.
Чтобы окончательно оставить Сталина в прошлом, необходимо доверять инициативе граждан и опираться на нее во всех сферах жизни. Только экономическая активность большого числа людей обеспечит реальное развитие отечественной экономики, создав малый и средний бизнес в сфере производства. Тот динамичный, эффективный бизнес, который играет определяющую роль в современной экономике и которого так нам не хватает. Только реальный общественный контроль за деятельностью чиновников и правоохранителей позволит укротить ужасающую коррупцию и немыслимые злоупотребления. Только общественная активность, воплощенная в реальном местном самоуправлении, поможет решить многие социальные проблемы.
Но реализация творческого потенциала живущих в России людей возможна лишь в условиях правового государства и неукоснительного соблюдения прав человека. Тем, кто беспокоится о будущем России, пора уже понять, что это не хитрая западная выдумка, подсунутая нам, а универсальная закономерность.