Сталин – имя нарицательное
21 декабря – день рождения Сталина. Одни вспоминают об этом с ужасом, другие – с надеждой, третьи – с безразличием. Однако тот факт, что спустя 133 года после его рождения и 59 лет после смерти тиран не забыт, говорит о многом. Большинство людей в нашей стране не жили при Сталине, еще меньше людей видели его живым, а близких соратников и вовсе не осталось. Казалось бы, его пора забыть или проявлять интерес исключительно академический – как к историческому злодею международного масштаба.
Сталин как личность сегодня никого не интересует. О нем все рассказано, и добавить к этому нечего. Но он по-прежнему на устах у политиков, на плакатах у краснознаменных демонстрантов, в рейтингах популярности на пропагандистских телеканалах. Сегодня Сталин – это символ. Для тех, кто вспоминает о нем с ужасом – символ беззакония и смерти. Для тех, кто шепчет его имя с благоговением – символ реставрации социализма, торжества примитивности, серости и убогости. Для людей сильных и одаренных Сталин – угроза самостоятельности, таланту и безопасности. Для людей слабых, бездарных и раболепных он – надежда на поддержку и продвижение по жизни ценой лояльности.
Сталин уже давно не личность, а функция, собирательный образ идеологии, морали и образа жизни. Разница лишь в том, что одним эта ядовитая смесь нравится, а другим нет. Отдавая неизбежную дань времени, любители Сталина пытаются его очеловечить. «Сталин с человеческим лицом» – лозунг современных неосталинистов. Казалось бы, после всего, что написано о Сталине и сталинизме, какой ему нужен макияж, чтобы он предстал в приличном виде? Это все равно как в гипсовые памятники Отцу Народов, коих было расставлено по стране десятки тысяч, каким-то чудом вдохнуть новую жизнь. Вроде бы бесполезное занятие. Но ведь писал же 50 лет назад Александр Галич: «Им бы, гипсовым, человечины – они вновь обретут величие!».
Сегодня Сталину пытаются придать человеческий облик. Одни прямо и без затей провозглашают его Человеком с большой буквы; другие идут к той же цели стеснительно и с оговорками. «Левые», лишенные стыда и воображения, рубят сплеча. Геннадий Зюганов: «Сталинская эпоха будет образцом для многих, кто собирается возрождать нашу страну». Сергей Удальцов: «Сталин – не преступник. Сталин – выдающийся государственный деятель». Эдуард Лимонов: «Так называемые «депортации» были акциями справедливого возмездия. Мудро поступил Иосиф Сталин, знавший Кавказ. Жаль, не довёл дело до конца».
Те, кому небезразлично, как они выглядят со стороны, пытаются реабилитировать Сталина, выстраивая более изощренные конструкции. Например, утверждая, что Сталин – эффективный менеджер. Президент Путин вообще уклоняется от однозначной оценки роли Сталина, витиевато утверждая, что «исторические события нужно анализировать во всей их совокупности». Это известный подход, когда массовые убийства миллионов человек становятся малозначительным обстоятельством на фоне трудного времени борьбы с разрухой, индустриализации, коллективизации, военных побед и мировых достижений в космосе и балете. Как если бы маньяка, убившего пятьдесят человек, оправдывали тем, что у него было трудное детство, а еще однажды он справедливо набил морду соседу-алкашу, классно отбивает чечетку и вообще мастер на все руки. Ну да, убил столько людей почем зря, но давайте же все-таки рассматривать события во всей их совокупности. Ведь было же и много хорошего в его жизни!
Зачем властям нужно сохранять сегодня неопределенность в отношении Сталина как символа коммунистической эпохи? Ничего загадочного. Это запасная икона для возрождающегося авторитаризма на тот случай, если ни на что другое фантазии не хватит. Тогда это икону достанут из исторических запасников, сдунут пыль и выставят напоказ для массового поклонения. Так уже не раз бывало с историческими личностями в России. По прошествии многих лет они канонизировались в общественном сознании как спасители отечества. О том, что они были тиранами, благополучно забывалось. Это ведь такая мелочь на фоне могущества государства.