Итоги года. «Хроники покращення»
В прошедшем 2012-м Украина провела «Евро», по большей части успешно. Еще она провела парламентские выборы и выбрала новую Раду — потешную. На первом же заседании нового состава мы получили показательную драку и показательное голосование. Оппозиционеры, которых в этом парламенте, по идее, стало больше, показали себя бескомпромиссными радикалами и… нимало не помешали регионалам провести своего спикера. И судя по тому, как развиваются события, особых проблем в новом парламенте у партии власти возникнуть не должно. Первым законодательным проектом, которым радикальная и бескомпромиссная оппозиция поспешила осчастливить своих избирателей, стало возвращение в паспорта сакраментальной 5-й графы. У этой акции будет шумный резонанс и никакого практического эффекта, но ровно это и предполагалось. Зато по всем прогнозам регионалы усиливают контроль над парламентскими комитетами и фактически монополизируют экономический и финансовый блоки.
А перед самым Новым годом Украина получила старого премьера и — вероятно, в качестве компенсации — совершенно новый Кабинет министров. В новом Кабмине осталось не так уж много знакомых лиц: политические тяжеловесы вроде Сергея Тигипко, Петра Порошенко и Бориса Колесникова по каким-то своим причинам уходят в тень, зато первым вице-премьером стал герой предновогодних столичных билбордов Сергей Арбузов. «Банкир Семьи» отныне станет «правой рукой» Николая Азарова и всерьез готовится в «преемники». Чем обернется для украинцев слияние налоговой службы с таможней в единое Министерство доходов и сборов, пока сказать сложно, но возглавил его еще один «представитель Семьи» — Александр Клименко.
Самым скандальным предновогодним назначением стал приход в Кабинет антигероини последних выборов Натальи Королевской. Провальный «спойлер» Королевской «Украина — вперед!» набрал менее 2%, однако Королевская получила в свое распоряжение Министерство социальной политики. В чем она преуспеет? Удастся ли ей вернуть деньги, потраченные на избирательную кампанию, или она, наконец, получит возможность исполнить свои предвыборные обещания и довести зарплату украинцев до тысячи евро? Вопрос риторический, но, как бы там ни было, отныне у этого Кабмина будет свой «козел отпущения» для медиа. До сих пор в этой роли выступал Дмитрий Табачник. Он, кстати, тоже никуда не делся и по-прежнему отвечает за науку, образование и хорошие отношения с Россией, но Королевская куда забавнее. Теперь у нас будет больше гламура, да и вообще будет смешнее.
Еще прошедший год подарил Украине два ключевых слова: «покращення» и «Хендай». «Покращення», т.е. улучшение жизни, было девизом прежнего азаровского Кабмина, с этим «покращенням» Партия регионов шла на выборы.
Скоростные поезда Hyundai были запущены незадолго перед «Евро», они оказались не очень быстрыми и очень дорогими, переломали привычное расписание и безумно раздражали потенциальных пассажиров. Вся эта железнодорожная история фактически стоила министерского кресла главному идеологу Hyundai Борису Колесникову, но настоящий смысл Хендай-сюжета определился в декабре — с первыми серьезными снегопадами. Неотапливаемые южнокорейские поезда остановились в заснеженных донецких степях, и в итоге из сугробов их вызволяли старые советские электровозы 1960 года выпуска. Фотография «улучшенного хендая» обошла все местные блоги и форумы, фактически он и стал символом азаровского «покращення». И если бы украинцам предложили выбрать главный сюжет года, скорее всего им стал бы не футбольный чемпионат, не выигранные демагогами, но реально проигранные оппозицией выборы, а этот застрявший в снегах чудо-поезд XXI века, прицепленный к советскому электровозу.
Фотография ЕЖ