Съезд побежденных
XVII съезд ВКП(б), прошедший в 1934 году, назвали съездом победителей. Прошло несколько лет, и более половины делегатов, торжествовавших победу в деле индустриализации, коллективизации и культурной революции, были арестованы. Большинство арестованных расстреляли.
Съезд КПРФ, проходивший в минувшие выходные, имел номер XV. Через два съезда настанет очередь семнадцатого. Но вряд ли это будет съезд победителей – скорее, как и нынешний, он является съездом побежденных, но при этом вполне довольных собой людей. Сталинские соратники не вписались в правила игры, единолично установленные их собственным вождем. Нынешние коммунисты вполне адаптировались к реалиям путинской России, лидер которой обратился к их съезду с благосклонным посланием, вызвавшим аплодисменты.
Да, коммунисты не смогли прийти к власти в течение последнего двадцатилетия. Геннадий Зюганов выглядит одним из главных неудачников российской политики – он проиграл четыре президентские избирательные кампании. Проиграл бы и пятую, но в 2004 году в Кремле решили, что с Владимиром Путиным должны соперничать персоны «второго ряда» – и если Жириновский выдвинул вперед своего охранника Малышкина, ничем не прославившегося в политике ни до, ни после, ни во время кампании, то Зюганов – солидного, но нехаризматичного агрария Харитонова. Разница, в общем, небольшая. Добавим к этому, что три раза из четырех Зюганов даже не смог выйти во второй тур.
Лидер любой европейской партии давно бы уже подал в отставку или оказался бы свергнут своими сторонниками, но к Зюганову это не относится. На XV съезде против него проголосовали 8 делегатов из 317. Причем, в отличие от темной истории 1934 года, когда против Сталина якобы выступили сотни партийных нотаблей, никаких сомнений в достоверности зюгановской цифры нет. Недовольные делегаты отыгрались лишь на его заместителе Кашине, который наиболее активно выступает против сближения партии с так называемой «внесистемной» оппозицией. Но и он получил лишь 52 голоса «против» – и, похоже, сыграл роль громоотвода для бессменного председателя, сохранив при этом свою партийную должность.
В чем причина такой неувядаемости Зюганова? Видимо, в том, что он является идеальным лидером для нынешней КПРФ, способным руководить «партией-кентавром», то есть политической силой, управляющей значительной частью протестного электората и при этом успешно взаимодействующей с властью. Зюганова легко можно представить себе на трибуне митинга в революционной буденовке, клеймящего антинародный режим, и в кремлевском кабинете, почтительно внимающего словам президента.
Официальной «датой рождения» КПРФ считается 13 февраля 1993 года, когда начался ее чрезвычайный восстановительный съезд. Можно предположить, что «кентавр» появился на свет 4 октября того же года, когда Зюганов находился за пределами горящего Белого дома. И, видимо, понимал, насколько прав он оказался, когда чуть раньше мягко – но вполне ясно для Кремля – дистанцировался от лидеров, уже видевших себя в Кремле, а Бориса Ельцина как минимум под стражей в ожидании скорого суда. Действительно, сейчас имена знаменитых тогда нардепов забыты, а Зюганов и его товарищи заседают в Думе всех созывов (начиная с первого, избранного через пару месяцев после октябрьского конфликта), принадлежа к политической элите страны.
Конечно, за это пришлось заплатить сложной системой компромиссов. Например, когда в 90-е годы часть депутатов-коммунистов голосовали за бюджет, способствуя его принятию. Или совсем недавно, когда фракция КПРФ, исключая нескольких нонконформистов, бодро поддержала «антимагнитский» закон. Правда, не все товарищи выдерживают «кентаврическую» роль – вот и на нынешнем съезде из ЦК выбыло несколько известных коммунистов вроде генерала Копышева и полковника Уласа. А также знаменитый Егор Кузьмич Лигачев, который в свои 92 года стал автором письма с критикой в адрес Зюганова. Здесь председателю КПРФ помогает партийная традиция – инстинктивный страх коммунистов перед любой оппозицией. Напомним, что на сталинском съезде победителей разгромленные оппозиционеры принесли унизительное покаяние. Сейчас каяться необязательно – просто изгнанные противники Зюганова лишаются права на использование привычного для избирателей бренда КПРФ, который является одним из основных ресурсов партийного руководства. Дальше их судьбы складываются по-разному, но политических успехов пока что никто не добился.
В этих условиях Зюганов может еще долго находиться во главе партии. А когда по возрасту уже не сможет вести за собой коммунистов, его может сменить кто-нибудь из более молодых учеников, воспринявших «кентаврическую» стилистику и способных продолжить зюгановский курс (если, конечно, политическая система не подвергнется тектоническим изменениям, в которых не заинтересованы не только мажоритарии, но и парламентские миноритарии). Кстати, на прошедшем съезде один из таких деятелей – 43-летний Дмитрий Новиков – стал зампредом партии.
Роль «кентаврической» компартии в рамках путинского режима напоминает положение на рынке компании среднего масштаба, имеющей своего потребителя, на которого не претендуют отраслевые гиганты. У такой компании нет проблем, пока она находится в своем сегменте рынка, но попытка выйти за его пределы может привести к серьезным неприятностям. Так что можно оказаться побежденным и при этом чувствовать себя очень неплохо. Если не иметь больших претензий и понимать правила игры.
Автор — первый вице-президент Центра политических технологий