КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеСобиратели земель

28 ФЕВРАЛЯ 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС
Я уже писал про фантасмагорическую идею создания Объединенной лиги — совместного российско-украинского чемпионата по футболу, который затеяли боссы Газпрома, владеющего питерским «Зенитом», и примкнувшие к ним хозяева «Анжи», ЦСКА и других сильнейших команд России. Когда эта идея только была озвучена, в ней виделась чистая политика, но политика футбольная. Люди, которые привыкли делать в нашем футболе все, что им заблагорассудится, вдруг столкнулись с сопротивлением, сенсационно проиграли выборы нового главы РФС (причем выборы были честными!). К тому же новый президент футбольного союза занял жесткую позицию и добился соблюдения регламента в шумной истории с петардой, которую бросили фанаты «Зенита» в голкипера московского «Динамо» — и питерский клуб был наказан, к явному неудовольствию господина Миллера. В общем, казалось, что лига СНГ, а потом и российско-украинский чемпионат — это попытка «перезагрузить» систему футбольной власти и подмять ее под себя, попутно поэксплуатировав популярную тему ностальгии по славному советскому прошлому, которую так любит наше верховное начальство.

Но сейчас, мне кажется, стал понятен истинный смысл создания лиги. Не так давно в офисе Газпрома состоялось то, что назвали «встречей Председателя Правления ОАО “Газпром” А.Б. Миллера с руководством и владельцами футбольных клубов». И стало понятно, кто заказывает музыку. А после окончания мероприятия стало известно, кто за музыку платит. А главное — сколько! Организаторы будущего турнира обещают инвестировать в него ежегодно ровно миллиард евро. Именно евро, подчеркивают они, а не каких-то жалких долларов или, не приведи господь, рублей.

По девять клубов из России и Украины попадут под золотой водопад. Ведь даже просто за участие в турнире и успешно занятое в нем последнее место команда должна будет получить почти 26 млн у.е. А будущий объединенный чемпион положит на счет более 92 миллионов. Для тех, кто не следит за футбольной экономикой, скажу, что ни один футбольный чемпионат на планете не приносит своим участникам таких богатств. Даже сверхпопулярная в мире английская премьер-лига с космическими телерейтингами, сотнями миллионов фанатов по всему миру и сотнями миллионов фунтов, которые ей платит телевидение. Ни Испания с ее «Барселоной» и «Реалом», с ее Месси и Криштиану Роналдо. Ни Италия или Германия.

Даже самый престижный и доходный клубный турнир — Лига чемпионов — по итогам сезона выплачивает дивидендов на сумму «всего лишь» 754 млн евро. При том что в Лиге чемпионов только в основной фазе 32 участника, а не 18, как предполагается в Объединенной лиге. Победитель ЛЧ имеет 60 миллионов. У нас же, в Украино-России, даже бронзовый призер заработает больше. В честь чего же чемпионат с участием команд далеко не самых сильных футбольных держав превратится в сокровищницу Али-Бабы?

В России средняя посещаемость каждого матча — 12-13 тысяч человек — стабильно не меняется годами. На Украине и того меньше, хотя после чемпионата Европы и строительства современных стадионов народ стал ходить на футбол охотнее. Телерейтинги в нашей стране смехотворны. Спутниковый канал, подписка на который измеряется полутора сотнями рублей, собрал всего несколько десятков тысяч абонентов по всей стране. Наше телевидение платит в год порядка 30 млн евро. Украинские каналы — еще меньше. Если сложить все прямые и косвенные доходы клубов двух стран (а зачастую это не доходы, а просто перекладывание денег из правого кармана в левый), то совокупно они получают за сезон не более 100 миллионов. Неужели мощь ностальгии такова, что чемпионат вмиг подорожает в десять раз? Что, у НТВ+ станет тут же два миллиона подписчиков, готовых платить по полторы тысячи в месяц? На стадионах будет не 12 тысяч, а 120? Майки и прочая атрибутика будут продаваться по 50 евро за штуку, а штук будет десять миллионов? Откуда возьмутся деньги?

Организаторы лиги через раз говорят о финансовом правиле Fair play, которое собирается ввести для всех клубов Европы УЕФА и, согласно которому, клубы эти отныне должны жить по средствам, их расходы не должны катастрофически превышать доходы. Так вот вам, выходит, лига стоимостью в миллиард, который с лихвой покроет все.

Но, говоря о доходах, УЕФА имеет в виду не прямые вливания корпораций и государственных структур. Реклама, телевидение, продажа билетов, игроков — это пожалуйста. А что имеем мы? Мы имеем миллиард. За турнир, который ни в спортивном, ни в экономическом плане не стоит и десятой части этой суммы. Этот миллиард (каждый год по миллиарду!) не окупится никак и никогда. Кто его даст?

Его даст Газпром. Возможно, что-то дадут те, кто примкнул к проекту, например, Керимов. Но суммы эти будут на порядок скромнее. Замечу, что уже сейчас в наш футбол вкладывается очень много денег. Но в сравнении с миллиардом евро это копейки. И никому, кроме главной корпорации страны, не под силу обеспечить финансово такой проект. Проект, я напомню, против которого выступил не только РФС (его всегда можно разогнать и набрать туда других людей), но и ФИФА — высшая футбольная инстанция, без одобрения которой осуществить что-либо невозможно в принципе. Осуществление этого проекта привело бы к революционным переменам во всем устройстве мирового футбола — а в этом не заинтересован никто.

И тем не менее, оргкомитет продолжает заседать, продолжает вопреки всему проводить собрания, давать брифинги, рассылать приглашения и объявлять о старте нового турнира чуть ли не через год. На кой черт он им нужен? Почему не вложить этот миллиард, раз уж так охота потратить деньги госкорпорации, в чемпионат России? Или в подготовку к чемпионату мира? Нам же еще мировой чемпионат проводить в 2018 году. Через пять лет — а там и конь не валялся. А объем работ куда больше, чем в Сочи. Но деньги упорно хотят потратить именно на Объединенную лигу и ни на что другое.

Потому что это — политика. И спорт здесь вообще ни при чем. Путин понял, что спорт и крупнейшие спортивные мероприятия — это лучшая реклама его достижений. Как в советские времена. Благодаря спорту можно реально запустить процесс собирания земель. Ведь есть уже Континентальная хоккейная лига, где в одном чемпионате, финансируемом в значительной мере тоже структурами Газпрома, выступают клубы со всего бывшего Союза, в том числе из Латвии. А еще баскетбольная Единая лига ВТБ, где на деньги этого банка играет все постсоветское пространство. А кроме бывших соотечественников гоняют шайбу и бросают в кольцо мяч чехи, поляки, словаки, и планы расширения этих лиг в Европу поистине наполеоновские. На наши деньги мы создадим международные чемпионаты по разным видам спорта — и таким вот способом будем проникать в эти страны.

В футболе все пока скромнее. Хотя бы потому, что конкурентоспособных клубов, кроме России и Украины, на просторах бывшего Союза просто нет. Но ведь и одну только Украину вовлечь в свою орбиту с помощью самого популярного вида спорта — разве не заманчиво?

Сами украинцы — кстати! — пока отмалчиваются. И уж точно не проявляют восторга. И со спортивной и с политической точки зрения проект им невыгоден. Но когда вам предлагают миллиард за то, что стоит в десятки раз меньше, многие задумаются. Этот миллиард — специальная, нарочито безумная цена, чтобы даже самые стойкие дрогнули. И понятно, что у Газпрома, готового тратить дичайшие деньги на сам чемпионат, найдутся не менее весомые «аргументы», чтобы продавить благоприятное решение и в международных футбольных структурах. По крайней мере, газпромовцы думают, что способны купить что угодно, потому что, как им кажется, все продается и покупается в этом мире. Особенно если вы вообще не ограничены в средствах.

Не думаю, однако, что из этой затеи что-то выйдет. Украинцы не рискнут участвовать в проекте. А какая может быть российско-украинская лига без Украины? И международные чиновники не рискнут, потому что это будет открытая взятка в гомерических размерах и после такого от их репутации не останется ничего.

Если же все-таки каким-то образом затея удастся, это только ускорит процесс не собирания земель, а развала государства. При всех наших проблемах и повсеместных дырах выкидывать ежегодно по миллиарду евро на ветер — это слишком.

Фото ИТАР-ТАСС/ Ростислав Кошелев

Версия для печати