КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеГлавней всего — погода в Сочи

14 МАРТА 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС
По заданию редакции я постарался вникнуть в проблемы погоды во время будущей Олимпиады в Сочи — а то народ опасается, что это будет, как написал Александр Рыклин, первая в истории Весенняя Олимпиада. А что прикажете делать, когда до Игр осталось меньше года, везде говорят о том, как мы дружно готовимся, как предвкушаем, переживаем за успех предприятия, а в прогнозе погоды всю зиму фигурируют не просто плюсовые температуры, а что-то вроде +12, +15,+17. Биатлонисты не утонут ли с ружьями по дороге к мишеням? Горнолыжники не по зеленой ли травке вниз рванут? А просто лыжники не побегут ли коньковым бегом вместо конькового хода?

Я как человек, следящий за спортом давно и довольно пристально, в ответ на задание редакции сразу предупредил коллег, что погода — не главная опасность и беда. И уж, во всяком случае, отнюдь не специфически наша проблема. Не знаю, есть ли на самом деле это глобальное потепление или это выдумки ушлых климатологов, осваивающих гранты, но в последние зимние сезоны с проблемой погоды сталкивались повсеместно. Редко в каком зимнем виде программы удается выдержать расписание соревнований без переноса на другие даты, в другие города и страны — и даже без полной отмены состязаний. Такое было в Италии, Франции, Чехии, Норвегии, Германии, Швейцарии. Я вам больше скажу: не только в Европе, битву с погодой вели, скажем, и на предыдущих Играх в Ванкувере. А этой зимой, когда в Сочи прошли тестовые соревнования по всем без исключения видам олимпийской программы, были проблемы уже и у нас.

Главная возможная неприятность — это отсутствие снега. Из-за этого соревнования чаще всего не просто переносят на день-два, а переносят в другое место или отменяют, если, скажем, этап Кубка мира никто другой оперативно провести не готов. Бывает, конечно, что в горах вдруг начинается такой снегопад, который хуже всякого бесснежья. Из-за пурги невозможно ни трассы подготовить, ни безопасно провести соревнования. Но такая пурга все-таки редкость.

ИТАР-ТАСС


Вторая большая сложность — туман. Как и метель, опасен он в первую очередь для горнолыжников, прыгунов с трамплина и разнообразных фристайлистов. То есть для тех, кто соревнуется в горах и для кого видимость — это еще и безопасность. Хотя и болельщикам не позавидуешь, если ни фига не видно, а спортсмены скрыты где-то в пелене. С другой стороны, по две недели кряду туманы не висят, и опыт прошлых Олимпиад показывает, что в рамках расписания соревнования иногда на день-два сдвигали и никакой беды не было.

Со снегом сложнее. Проблему решают двумя способами. Либо производят искусственный снег, либо запасают естественный. Вообще сохранять холод и лед умели еще наши предки, не знавшие, что такое холодильник. И например, уже несколько лет в мае, порою при температурах под 30 градусов, под Москвой на Сходне проводится «Майская лыжня». 3000 кубометров снега запасают в укромном месте с конца зимы под толстым слоем сена, опилок и елового лапника. Накануне соревнований укладывают трассу, и спортсмены в майках и шортах под палящими лучами бегут по настоящему снегу.

Насколько я знаю, в Сочи разработали целую программу по созданию таких снежных запасов и применять будут не только опилки, но и что-то более современное, соответствующее технологиям XXI века. Плюс целая батарея агрегатов, которые будут производить искусственный снег. Искусственный снег тоже не какое-то новейшее изобретение. Применяют его давно и повсеместно. Причем не только в тех случаях, когда нет естественного снега. Можно формировать на склоне некую смесь настоящего и химического снега. А какие-то соревнования специально проводят на искусственных трассах, чтобы не зависеть от погоды и обеспечить предсказуемое и одинаковое для всех спортсменов покрытие.

В этом смысле снежные дисциплины идут по пути ледовых дисциплин. Ведь уже давным-давно ни в хоккей, ни в керлинг на естественном льду не играют. Фигуристы и конькобежцы тоже состязаются на искусственных дорожках. И надо понимать, что для значительной части олимпийской программы в Сочи вообще не имеет никакого значения, какая там будет погода за бортом. Эти соревнования пройдут под крышей. Ну +10 на улице и +10 — какая разница, если вы сидите во Дворце спорта?

Иное дело состязания на воздухе. Они пройдут в горном кластере, на большей высоте, где, естественно, и температура другая. Как говорится, «по многолетним наблюдениям метеорологов» в феврале в этих местах в зависимости от высоты температура от +1 до – 6. Правда, конкретно этот год получился очень теплым даже для Сочи. Соответственно, проблем было больше еще и потому, что тестовые соревнования проводились, что называется, с чистого листа, когда объекты были только-только сданы, персонал был только набран и соответствующего опыта у людей не было. К тому же тесты растянулись с ноября по март, а в ноябре, скажем, здесь теплее, чем в феврале. Но по причине нехватки снега глобальных сбоев не было.

А в прошлый уик-энд прошел этап Кубка мира по биатлону, и при все таких же весенних цифрах погоды бегали и стреляли участники на снежной трассе на фоне снежных пейзажей. Фон, между прочим, тоже важная вещь. Есть же такое понятие, как олимпийская атмосфера. И одно из неудобств, связанных с проведением состязаний в теплых условиях на искусственном снегу, как раз и состоит в непрезентабельной картинке: узкая лыжня, а по краям грязный, желто-зеленый грунт, голые, серые деревья — тут именно искусственность происходящего очень бросается в глаза. Но даже если будет еще теплее, чем сейчас, искусственного снега или запасенного естественного хватить должно в любом случае.ИТАР-ТАСС


Почему же тогда соревнования иногда переносят? Потому что искусственный снег и его производство стоят денег. Не каких-то космических, но для организаторов некоторых соревнований и такие суммы могут быть очень существенными. Они, допустим, готовы произвести такой-то объем для поддержания трасс в рабочем состоянии, но если растаяло вообще все и рукотворным снежком надо засыпать местность целиком, они могут сказать: нет, спасибо, на такие траты мы не пойдем. Но на искусственном снеге для Олимпиад не экономили никогда — а мы не станем экономить тем более. Сочи вообще ни на чем не экономит, скажем так.

Короче говоря, теплый климат во время Олимпиады может преподнести сюрпризы — и наверняка преподнесет их. Всем, кто состязается под открытым небом, придется учесть постоянно меняющуюся температуру, периодически идущий дождь, неоднородную структуру снега, что важно для тех, кто готовит лыжные мази и парафины. Всем, кто связан с этими в наши дни действительно высокими технологиями, придется здорово помучиться. Но проблемы, что соревнования как таковые невозможно будет провести, наверняка не возникнет.

Не будет и проблем со сдачей объектов. И с их качеством проблем быть не должно — по крайне мере, за время самой Олимпиады ничего не развалится и не сползет в море.

Проблемы будут другие. Космические цены на гостиницы при спорном качестве сервиса. Негде будет поесть-попить за человеческие деньги. Проблемы обслуживания в широком смысле. Там будут тысячи славных, добрых волонтеров, но будет и местное население, не говорящее на иностранных языках, а к иностранцам относящееся либо как к источнику сверхприбыли, либо как к шпионам, что способно сильно «порадовать» гостей. Ну, и проблема послеолимпйиского использования объектов. Есть немало примеров, когда они превращались в «белых слонов». Стадионы Афин и Пекина или «зимнего» Турина в массе своей оказались бесполезны.

А проблемы распилов и откатов я тут вообще не касаюсь, поскольку это, мягко говоря, отдельный разговор и, строго говоря, вообще не спортивный.

Версия для печати