Зацеловали по полной...
Тут на днях президент всея США к нам—то есть в Израиль, в Палестинскую автономию и в Иорданию — с визитом пожаловал. Впервые с 2008 года. Тогда тоже прилетал, правда, в качестве претендента на должность президента.
За пару недель до исторического визита — сам Обама к нам! — Израиль стоял на ушах. Сначала обсуждали, что он нам везет. В Израиле всегда слегка опасаются американских президентов на втором сроке — переизбираться уже не надо, а вот в историю войти обычно очень хочется. Поэтому американские президенты начинают свои мирные инициативы толкать — видение у них там появляется региональное, моторчик миротворческой активности на полную мощность включается. А особенно вот этот Нобелевский лауреат — помним же, как он после первой победы на выборах в Каире руку дружбы протягивал арабскому миру... Но потом получился «нежданчик» в виде арабской весны и Сирия заключительным аккордом. Иран маячит на горизонте. Да и вообще тезис о том, что стоит палестинцам и израильтянам договориться, как тут же на весь арабский мир снизойдет благодать и спокойствие, в Вашингтоне — и не только — еще живет. Так что ждали Обаму с нетерпением. Но и с некоторой долей опаски.
Сами американцы комментировали цели визита как-то скомканно. В общем, сошлись во мнении, что самый главный американец и по совместительству основной союзник новую мирную инициативу на стол вываливать не будет. Действительно, есть же вещи поважнее арабо-израильского конфликта.
За неделю до визита пресса обсмаковала все подробности. И как авангард прилетел. И сколько вертолетов морской пехоты США перегнали в Израиль. И какой местный медицинский светила поставлен в режим ожидания на случай, если Обаме вдруг поплохеет, а его врачи по какой-то причине не справятся... Провели даже учения по возможной эвакуации лучшего друга и союзника с помощью крана из его гостиничных апартаментов. Подготовку к церемонии в аэропорту отслеживали чуть не каждый час. Чуть позже опубликовали карты блокировки трасс, по которым проедет кортеж. Центр города за сутки до визита полиция перекрыла полностью. Минтранс вынужден был изменить маршруты следования автобусов. Район гостиницы вообще был блокирован — на все три дня визита. Въезд на собственном транспорте был запрещен даже жителям близлежащих домов. Предупредили, что перед ужином в резиденции премьера окрестные улицы тоже блокируют, а все припаркованные машины за счет государства отгонят в отстойники... Визит лучшего друга заранее обернулся огромными неудобствами.
При том что Обама ехал пообщаться с народом, крайние меры безопасности явно не добавили ему популярности. Справедливости ради стоит отметить, что, когда приезжал Путин, машины соседей премьера и президента (они через пару улиц друг от друга проживают) никто и не думал отгонять. Да и гостиницу не блокировали до такой степени. То ли американская охрана понервознее россиян, то ли израильтяне решили, что между Иерусалимом и, скажем, Могадишо с точки зрения безопасности американского президента разницы особой нет...
А потом он прилетел. И фестиваль имени Обамы начался по полной. Не всякая рок-звезда получает такую чашу обожания. Вплоть до того, что бывший министр обороны Амир Перец вприпрыжку бежал за Обамой по красному ковру, чтобы поручкаться и пару слов сказать. Вообще тяга к тактильному общению между премьерами и президентами, оказывается, весьма сильна — по спине там похлопать или еще что... Про речи о нерушимой дружбе и общих ценностях и говорить нечего. Нетаньяху, израильский премьер, с Обамой до этого визита встречался девять раз — и всегда присутствующие замечали, что особой химии между двумя лидерами не наблюдается. Они попросту еле переносили друг друга. Медовый месяц наступил на десятый раз. Пресса эту вдруг вспыхнувшую любовь освещала поминутно — кроме Обамы, новостей не осталось. Вот Обама на фоне системы ПРО «Железной купол» говорит о вкладе в оборону Израиля, вот уже летит в Иерусалим, а сейчас уже вот-вот прибудет к резиденции премьера...
Создавалось ощущение, что Обама полностью проникся израильским нарративом. По крайней мере, во всем, что касается палестинского трека. О поселениях и в Иерусалиме и в Рамалле было сказано всего пару слов: дескать, да, неконструктивная политика, но никак не являющаяся полнейшей препоной для переговоров. И вообще — существование Израиля под вопросом не стоит, и неплохо бы палестинцам его признать как национальный дом еврейского народа и не выставлять ультимативные требования ради самого факта возобновления мирных переговоров.
В иранском вопросе обнаружились легкие девиации позиций: израильтяне считают, что Иран надо жестко тормозить до того, как последний обогатит достаточное количество урана для ядерной боеголовки, американцы же уверены, что лучше действовать дипломатией, пока Тегеран не начнет эту самую бомбу создавать. Сошлись на том, что каждая сторона вольна сама решать вопросы, связанные с безопасностью ее существования. Но это официально. Неофициально Обама, видимо, все же убедил Нетаньяху подождать и дать дипломатии время. Еще менее официально: американцы так стиснули в обьятьях и обласкали союзника, что тот пока не в состоянии действовать самостоятельно — лишь с оглядкой...
Обама оступился только единожды. Во время речи в Иерусалимском дворце конгрессов перед студентами прозвучала фраза о том, что ни один лидер не пойдет на политические риски, если массы, стремящиеся изменить реалии к лучшему, не начнут его к этому подталкивать. Сказано это было в контексте буксующих палестино-израильских переговоров. То есть президент США по сути призвал израильскую аудиторию изменить политику недавно избранного правительства во всем, что касается отношений с палестинцами. Мягко выражаясь, это попытка откровенного и публичного — через голову правительства — вмешательства во внутренние дела. Для примера: какова была бы реакция, скажем, официальной Москвы, если бы чужой президент, обращаясь к студентам МГУ, заявил, что неплохо было бы подтолкнуть и изменить изнутри политику Кремля, например, в отношении Ирана или Сирии? Израильтяне пилюлю проглотили. Потому что была и другая фраза, сказанная Обамой на иврите: «Пока США существуют, вы в одиночестве не останетесь»...
Палестинцы окончательно осознали, что арабо-израильский конфликт волнует американцев далеко не в первую очередь. Сильно расстроились. Разочарование им помогут пережить полмиллиарда долларов, которые США намереваются влить в экономику Западного берега в качестве гуманитарной помощи. Ну а что... Тоже, в общем, неплохо.
Настоящая же политическая бомба взорвалась, как только Обама вылетел обратно в Америку. Оказалось, что Израиль и Турция при посредничестве США снова стали близкими друзьями. Три года дипломатического кризиса закончились после телефонной беседы между Эрдоганом и Нетаньяху. Израильский премьер — проводив Обаму и еще не покинув аэропорт — позвонил турецкому коллеге и извинился за инцидент с «Флотилией свободы». Тогда при абордаже идущего на прорыв морской блокады сектора Газы турецкого судна «Мави Мармара» погибли девять турок и ранения получили с десяток израильских морских коммандос... Израильский премьер не «выразил сожаление» за инцидент — это он и другие официальные лица уже делали публично, — а именно извинился. Слов «прошу прощения» турки добивались с самого начала, и добились. В ответ Эрдоган озвучил тезис о несомненной важности двустороннего военного сотрудничества и тесных связей между государствами. И даже пообещал вернуть в Израиль посла. Нетаньяху чуть позже на своей страничке в «Фейсбуке» объяснил израильтянам, что с Турцией из-за разваливающейся Сирии и наступающего хаоса дружить важно как никогда. Эрдоган со своей стороны слил в прессу, что перед беседой с Нетаньяху пообщался с Махмудом Аббасом, главой Палестинской автономии, и Исмаилом Ханией, премьер-министром террористической организации ХАМАС в секторе Газа и получил их добро. ХАМАС — там, видимо, круговая порука — радостно обьявил, что Эрдоган прибудет с визитом в сектор и, мало того, в результате договоренностей Израиль снимет с Газы блокаду. Эрдоган, конечно, настоящим другом не стал — просто региональные политические интересы Турции сложились в пользу возобновления отношений. Вопрос, надолго ли...
Так что Обама новой мирной инициативы, конечно, на стол не выложил. Но вот турецко- израильское перемирие вполне может перекроить и палестинские карты. Хотя если Сирия начнет распадаться на анклавы и из нее потоком пойдет в регион оружие, то даже исламист Эрдоган забудет про палестинцев — ему просто будет не до этого.
Однако политические реалии политическими реалиями, но привкус от визита остался. США несомненно основной союзник, и друг, и партнер, и гарант... И президента дружественной страны необходимо уважать и к его мнению прислушиваться. Но Обаму во время этого визита превратили чуть ли не в идола, почитание которого перешло границы уважительного отношения. Уважая союзника и друга, все-таки, наверное, не стоит забывать и о самоуважении.
Тель-Авив